Правительство приняло План мероприятий по реализации комплекса мер по реформе системы дорожной безопасности в Кыргызской Республике на 2018-2019 годы. В документе несколько десятков пунктов — от принятия большого количества постановлений исполнительной власти до работы над улучшением дорожной инфраструктуры.
Планируется, что начинающие водители, имеющие опыт вождения менее двух лет, должны будут оповещать всех участников дорожного движения об отсутствии у них должного опыта. Для этого им потребуется установить на заднем стекле автомобиля опознавательный знак "Начинающий водитель" в виде желтого квадрата с изображением черного восклицательного знака. Если кто-то из новичков этого не сделает, ему придется нести административную ответственность за нежелание сообщать о своем небольшом опыте.
Появится в скором будущем и постановление правительства, предусматривающее применение сотрудниками уполномоченного органа по обеспечению дорожной безопасности алкотестеров на предмет определения степени опьянения водителей. При этом стражи дорожной безопасности должны будут выдавать протоколы о наличии или об отсутствии алкоголя в крови. После этого отпадет необходимость посещать наркологический диспансер для проведения аналогичной процедуры. Правда, и сейчас иногда гаишники пытаются проводить проверки на алкотестерах, но качество используемых приборов у водителей вызывает сомнения, благо почти всегда высвечивают наличие алкоголя, даже при его отсутствии.
Среди нововведений можно отметить и требование обязательного оборудования транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров, видеорегистраторами и GPS-навигаторами. При помощи этих приборов будут контролироваться соблюдение водителем режима работы и движение по маршруту. Не знаю, как эти водители будут исполнять еще одно требование правительства, гласящее, что перевозчик в обязательном порядке должен проводить инструктаж пассажиров по безопасности дорожного движения. Пытаюсь представить, но пока не могу, как водитель буса или автобуса каждому входящему в салон пассажиру будет втолковывать, как безопасно нужно ездить в этом виде транспорта.
Хочется надеяться, что 1 апреля следующего года (так по крайней мере прописано в документе) в Бишкеке и Оше все-таки установят системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Техника должна будет фиксировать скоростной режим, соблюдение требований светофоров, дорожных знаков, разметки, правила обгона, проезда перекрестков и пешеходных переходов, идентифицировать правонарушителей по государственным номерным знакам автомобилей. Для начала планируют оснастить хотя бы по 20 перекрестков. Так мы и на это согласны, а то скандалы вокруг проекта "Безопасный город" граждан, похоже, уже утомили.
Поскольку везде уследить за нарушителями невозможно, появилась идея внедрить проект "Народный инспектор" с использованием приложения для мобильных устройств, позволяющего фиксировать нарушения ПДД и сообщать о них кому надо для принятия мер к водителям. Сейчас нечто подобное ответственные водители по собственной инициативе уже делают, выставляя записи с регистраторов на некоторых информационных сайтах. Теперь же планируется поставить дело на твердую проектную основу.
Помогут ли новые идеи снизить аварийность на дорогах, покажет время. Хотя разработчики означенных требований уже готовы думать и дальше, решив теперь написать национальную стратегию безопасности дорожного движения в Кыргызской Республике на долгосрочный пятилетний период. Дело нужное, главное — чтобы нововведения не остались на бумаге.