Прием у Фархада Асадова не может быть скучным. Да и недаром ему доверяют свое здоровье кыргызстанские медиаперсоны. В интервью корреспонденту Sputnik Кыргызстан он рассказал о подноготной своей нелегкой профессии.
— Мне всегда казалось, что молодые стоматологи начинают работать в государственных больницах, однако вы упоминали, что туда сложно пробиться. Где стартовала ваша карьера?
— У меня никогда не было желания работать в государственной больнице, где ты ограничен во времени. Я сам по себе очень медленный: сел спокойно, включил музыку и вожусь два-три часа. Да и попасть туда на самом деле сложно. Мест мало, а студентов и выпускников много. Мне попасть на работу в частную клинику оказалось легче. Понятно, что там тебя не посадят врачом, потому что это их деньги и репутация. Молодой доктор должен пройти все этапы.
Окунаться в работу надо было раньше, еще на третьем курсе, а мы с друзьями тогда думали, что все успеем. Начинал я, как все, с ассистента: собирал слюни, мыл полы. Спустя год стал ассистентом-доктором и только потом дослужился до доктора.
— В своем блоге вы писали, что долго искали подходящего для себя стоматолога. Правда все так плохо? Что вам еще не нравится в работе местных "зубников"?
— Нет, наоборот, все очень хорошо! Это просто я гад дотошный, до ужаса придирчивый в отношении здоровья. Особенно, если сравнивать со временем, когда я только встретился со стоматологией, а было это двенадцать лет назад. Я общаюсь с коллегами и однокурсниками: все катаются по конференциям, учатся, покупают себе новейшие инструменты. Когда встретил наших докторов в Астане на курсе реставрации, был, мягко говоря, удивлен: этот "жанр" стоматологии не самый популярный в Кыргызстане. У нас же как привыкли: "Мне, пожалуйста, просто пломбочку!".
— У каждого врача в памяти много жутких историй, которых на книгу хватит. Расскажите самые запоминающиеся.
— Всякое бывало: и нелепое, и страшное. Недавно брызнул хлоркой себе в глаза, когда промывал канал. Получил химический ожог, но все быстро прошло. Настоящих ужасов мы насмотрелись, когда были студентами и шатались по больницам.
На третьем курсе оказались в отделении челюстно-лицевой хирургии. Приемный кабинет был первым на входе в больницу, поэтому, случись что, все бежали к нам. Однажды ворвался испуганный таксист с криком о помощи: "Там девушка умирает, уксус выпила!". Это было жуткое зрелище.
Еще один случай запомнился мне надолго. Двое мужчин поехали на рыбалку и, естественно, выпили. Один из них решил отправиться за "добавкой", наткнулся на непонятную компанию и получил по голове. Казалось бы, таких ситуаций не счесть, но от удара отломилась его верхняя челюсть. Как сейчас помню: крик, шум посреди ночи… Мы выскочили из ординаторской и увидели, как он сидит и держится за лицо. Стоило ему опустить руки, как лицо сдвинулось вниз. Врачи сразу забрали беднягу на стол.
Кто только не забегал в это отделение: с порезами рук, рваными ранами на лице. Если было что-то серьезное по нашей части, то, ясное дело, мы туда не лезли, а были на подхвате.
Как-то раз с рассечением губы привезли женщину. Она была настолько пьяна, что даже не двигалась, когда ей зашивали рану. Причем ее родня была в таком же состоянии. Помню, как мы, закончив работу, снимали с операционного стола эту пациентку, а с нее сыпались насекомые.
Самое страшное для любого студента — первая операция и вскрытие. Мне было так плохо, что я мигом выскочил из кабинета и больше не заходил. Зато в следующий раз ты можешь настроиться, потому что знаешь, куда идешь и что тебя ожидает.
— Если врачи — бесстрашные люди, то будущие пациенты стоматологов часто пытаются отсрочить визит к ним и прибегают к самолечению. Вспомните самые интересные случаи из народной практики.
— Однажды ко мне пришел человек, который удалил зуб плоскогубцами. Объяснил это тем, что боль была невыносимая, а в горах до цивилизации далеко. Хорошо, что обошлось без осложнений. Кстати, это был не последний раз, когда плоскогубцы фигурировали в истории. Как-то раз пациент снял ими брекеты. Так и сказал: "Надоело, не могу!". А поставил он их до кучи с детьми.
Часто люди закладывают анальгин и верят, что такой метод снимет боль. Причем не важно, есть полость в зубе или нет. Даже если выпить это лекарство, эффекта будет больше!
— Несмотря на сложность профессии, абитуриенты толпами идут на стоматологов в ожидании золотых гор. Допустим, у вас есть возможность обратиться к ним, что бы вы сказали?
— Просто так ничего не упадет — придется работать, постоянно учиться и вкладывать в себя. Ты будешь зарабатывать, возможно, не сразу, но на достигнутых навыках нельзя останавливаться. Своего ребенка я никогда не заставлю поступать в медицинский: пойдет туда, только если сильно захочет.
— Наши люди тратят по 70 тысяч на телефоны, а вот цены на лечение зубов часто их возмущают: мол, дорого слишком. Что вы думаете на этот счет?
— В стоматологических клиниках дорогое оборудование, но иногда мы не представляем масштабы. Сколько может стоить аппарат в частной больнице?
— Не могу сказать точно, но 3D-томограф стоит примерно, как квартира! Почему так дорого? Он позволяет увидеть зубы послойно, изучить структуру кости и еще много всего.
— По местным меркам у вас приличное количество подписчиков в соцсетях. Бывало такое, что люди приходили на прием со словами: "Я читал ваш блог, хочу именно к вам"?
— Как-то раз навстречу мне с женой шел мужчина подшофе, который каким-то образом узнал меня: "Да ты же Асадов!". Я, мягко говоря, удивился. Недавно был случай: подходил к торговому центру, а навстречу идет девушка. Я не могу понять, почему она так странно смотрит на меня и улыбается. Незнакомка дождалась, пока я выйду, подошла и говорит: "Здравствуйте, я на вас в Instagram подписана, хочу записаться на прием, как это можно сделать?". И таких случаев все больше.
— Наверняка к вам приходят и известные люди. В вашем блоге я видела совместное фото с Мариной Ким. Кто самый популярный кыргызстанец, который доверился вам?
— Марина Ким! Пару раз был Алтын Камчиев. Про Егора Борисова можно не говорить, ведь это мой университетский товарищ. Еще приходит Юра Громов, с которым мы большие друзья, оба увлекаемся фотографией. Помню, как он зашел на прием, а мои ассистенты шепотом спрашивают: "Это он? Он?". Интересовались, как я с Юрой познакомился.
— Врачам по-разному выражают благодарность. Как довольные клиенты благодарят вас?
— Не все пациенты способны оценить труд врача по достоинству. Часто ли бывают конфликтные ситуации?
— С пациентами мы всегда вежливы, даже если ситуация выходит из-под контроля. Расскажу один случай. Я лечил зуб девочке, вышел из кабинета сказать ее маме, в какую сумму все обошлось. Она начала кричать: "Да что вы там делали за 1 200 сомов?". Возможно, для кого-то эта сумма действительно неподъемная, но в каждой частной клинике есть фиксированный прайс, который никак не оспоришь. Все это я пытался донести до женщины, но меня не хотели слушать. Чтобы не продолжать конфликт, я заплатил сам.
— Как часто надо посещать стоматолога?
— Ходить к врачу надо хотя бы раз в полгода, проверить, нужна ли чистка, даже если вас ничего не беспокоит. Приятно же услышать, что у вас все в порядке! Я заметил одну хорошую тенденцию. Сейчас люди записываются на прием даже по мелочам — это, конечно, не полноценная профилактика, но все хотят устранить проблему сразу. А ведь раньше как было? Человек с щекой, как два моих кулака, приходит и говорит: "Доктор, у меня зуб болит".
А другой столичный стоматолог Алексей Казанцев платил бездомным за свои услуги. Обязательно почитайте его историю.