Почему лечение онкозаболеваний стоит дорого и можно ли контролировать цены на препараты от смертельной болезни, выяснял корреспондент Sputnik Кыргызстан.
Получаю 600 сомов в день — как спасти жену от смерти?
Диагноз "рак груди" супруге Нурлана Абдыкеева, Гулум, поставили три года назад. Из-за нехватки средств к врачу женщина обращалась редко, и опухоль разрослась. Когда семья узнала, сколько денег требуется на лечение, Гулум отказалась бороться за жизнь.
"Мы живем в новостройке на окраине Бишкека, в однокомнатной квартире. Сыновья ходят в школу. Я сейчас не могу работать, трудится только муж — он моет машины. Поняв, что все деньги уходят на мое лечение, я подумала, что лучше умереть", — признается женщина.
Нурлан делает все, что в его силах, чтобы спасти супругу.
"Раньше мы с женой хотели приобрести землю, собрали немного денег и купили скот. Сейчас я уже продал последних животных… В хорошие дни зарабатываю 500-600 сомов, но на лечение их не хватает. Надо покупать продукты, одежду детям, платить за квартиру", — говорит Абдыкеев.
Шайыр Сагынбаева, руководитель общественного фонда "Курдашым" для женщин, страдающих онкологическими заболеваниями, утверждает, что история Гулум очень показательна.
"Одно лекарство от рака груди стоит 26 тысяч сомов за 150-граммовый флакон, а врачи прописывают 300 граммов. Чтобы купить его, надо найти 52 тысячи сомов. Нужно покупать и другие препараты, проводить химиотерапию… Общая сумма достигает 100 тысяч сомов. Где бедным семьям найти такие деньги? Поэтому больные умирают… В Казахстане и Таджикистане пациентам с онкологией все лекарства и медицинские услуги обходятся бесплатно", — подчеркивает Сагынбаева.
Статистика
По данным Национального центра онкологии и гематологии, ежегодно злокачественные опухоли в КР диагностируют у 4,5-5 тысяч человек. Только в этом году от рака умерли 3 501 человек, в том числе 1 720 женщин и 431 ребенок.
Если опираться на закон…
В Законе "Об онкологической помощи населению" говорится следующее: "Правительство обязано оказывать бесплатно все виды медицинской помощи людям с раковыми заболеваниями, снабжать их необходимыми препаратами". Неудивительно, что пациенты возмущены: большинство предусмотренных законом норм не соблюдаются.
Дорогая "химия"
Глава НЦОиГ Эрнис Тилеков рассказал, что для людей с онкологическими заболеваниями предусмотрено много льгот.
"С 2017 года операции таким людям проводятся по льготной системе. Максимальная стоимость — 14,5 тысячи сомов, минимальная — 3 188. Есть даже люди, которые освобождены от оплаты. Лучевая терапия у нас бесплатная. Женщинам с раком груди стали бесплатно делать химиотерапию", — отметил Тилеков.
"Но возникает другая проблема — дорого стоят не те лекарства, которые замедляют развитие болезни, а химиопрепараты, убивающие раковые клетки. Их стоимость мы не можем контролировать, и бюджетные средства на них не предусмотрены", — пояснил врач.
Мамлакат Халматова, страдающая раком груди, отметила, что лекарства от этого заболевания в Кыргызстане стоят дороже, чем в других странах.
"Я борюсь с болезнью три года. К счастью, опухоль исчезла после химиотерапии, операция не потребовалась, но еще два года я должна принимать аромазин. Он стоит 3 000 сомов, а в России — 1 400 рублей. Через знакомых покупаю его там. Другое лекарство — эрбисол — стоит 3 500 сомов, а на Украине в пересчете на сомы его продают по 900", — рассказала женщина.
Специалист Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники Минздрава Айша Сулайманова объяснила причину высокой стоимости лекарств, уничтожающих рак.
Недавно в Бишкеке прошло совещание на тему "Профилактика рака груди и помощь женщинам, подверженным этой болезни". Депутат Жогорку Кенеша Махабат Мавлянова заявила, что готова купить два аппарата для лечения рака под названием "трепан-биопсия". Ее коллега Аида Касымалиева пообещала поднять в профильном комитете ЖК вопрос о внесении в бюджет 2019 года расходов на приобретение данного оборудования.