Страшная находка в полусотне метров от дома
Жительница Тараза 19-летняя Лариса Щукина была девушкой примерной и скромной. Выросшая в обычной полной семье, она никогда не попадала в неприятности, не водила дружбу с хулиганами, в общем, положительно характеризовалась со всех сторон. Не прийти ночевать домой было для нее совершенно неестественным. Именно поэтому, когда в ночь с 27 на 28 мая 2003 года Лариса не вернулась домой, ее родители не на шутку переполошились. Бессонная ночь, звонки друзьям и подругам, в больницы, полицейские отделения и морг не дали результатов — девушки нигде не было, пишет колумнист Sputnik Казахстан.
Прибывшим на место происшествия следователям и судебно-медицинским экспертам не нужно было проводить специальных исследований, чтобы понять, что тут произошло: большое число ссадин и гематом говорили о том, что девушку жестоко избили. Разорванная одежда, в том числе нижнее белье, указывали на то, что преступник надругался над жертвой. Причина смерти также была ясна: синюшные следы на шее говорили о том, что Ларису задушили.
Среди множества подозреваемых убийцы не оказалось
Жестокая расправа над Ларисой потрясла город. О преступлении говорили на каждом углу, и каждый раз оно обрастало новыми подробностями и деталями. Чтобы как можно быстрее раскрыть дело и успокоить общественность, которая говорила уже чуть ли не о появлении маньяка, из областного департамента внутренних дел к раскрытию изнасилования и убийства подключили самых опытных оперативников.
В 2003 году генетическая экспертиза была большой редкостью. Как инструмент раскрытия преступлений она только-только начинала применяться и стоила исключительно дорого. Тем не менее в конкретном случае было принято решение использовать все возможности, и, как покажет время, сделали это не зря. Благодаря генетическому материалу с тела убитой (частицы кожи из-под ногтей убитой и следы спермы) удалось установить ДНК предполагаемого преступника. Теперь оставалось отыскать его. Но именно это оказалось самым сложным.
Версию о нападении с целью грабежа полицейские исключили сразу. Как ни странно, преступник не забрал с места убийства ни одной ценной вещи: дорогие сережки и золотые цепочки остались нетронутыми.
Несмотря на это, определенный круг подозреваемых к моменту завершения осмотра места происшествия у оперативников уже был. И первым в их числе оказался молодой человек, который ухаживал за Ларисой. В полицию его пригласили в тот же день, но через несколько часов отпустили. Полицейские установили, что он действительно не имел никакого отношения к смерти девушки, а его алиби подтвердили несколько не знакомых между собой людей.
Еще один подозреваемый появился в ходе проверки ранее судимых за аналогичные преступления. Мало того, мужчина не стал отрицать, что именно он изнасиловал и убил Ларису. Но и тут все оказалось непросто: сравнив генетический материал подозреваемого и настоящего преступника, эксперты дали однозначный ответ, что мужчина пытается себя оговорить.
Почему дело прекращали и возобновляли вновь
Тем временем свое расследование обстоятельств гибели девушки вели ее родители. Они досконально разбирали каждый период жизни дочери, вспоминая, с кем она конфликтовала, к кому испытывала неприязнь. Все свои версии они немедленно доносили до следователей. Большинство из них, по словам полицейских, не выдерживали никакой критики, но они их проверяли, хотя бы для того, чтобы хоть как-то успокоить убитых горем родителей.
Возобновили его только через три года после совершения преступления, когда, казалось, открылись новые обстоятельства и появились новые подозреваемые. К тому моменту молекулярно-генетические экспертизы применялись уже гораздо чаще, это позволяло делать необходимое оборудование. Чтобы исключить малейшую возможность ошибки, на идентичность с генетическим материалом, изъятым с тела жертвы, еще раз проверили всех возможных подозреваемых, но это вновь оказалось пустой работой — не было выявлено ни одного совпадения. Дело приостановили вновь.
Еще долгих пять лет материалы по факту изнасилования и убийства Ларисы Щукиной лежали без движения в архиве. Вероятность того, что изверга, расправившегося с девушкой, найдут, была равна нулю. Но… в 2014 году благодаря бдительности местного участкового дело возобновили вновь. Появился очередной подозреваемый.
Как расследование одного участкового изобличило истинного преступника
В очередной раз проводя профилактику среди местных алкоголиков и дебоширов, участковый инспектор узнал, что один из местных — Станислав Машинист, выпивая в компании старых друзей-собутыльников, между прочим упомянул, что однажды совершил убийство и его до сих пор никто не посадил. Казалось бы, чего не скажет опустившийся алкоголик во время попойки, чтобы поднять свой авторитет в глазах друзей. Но участковый инспектор все же решил проверить информацию.
Учитывая, что за последнее время на его участке убийств не совершалось, он решил поднять архивы оперативных сводок за несколько прошлых лет. Именно тогда и наткнулся на дело об изнасиловании и убийстве Ларисы Щукиной.
Машинист ничем не выделялся из окружения любителей выпивки и беспечной жизни. Постоянного места работы не имел, а если и удавалось подкалымить, сразу спускал все заработанное на алкоголь.
А вот прошлое мужчины было довольно интересным. Оказалось, что в молодости Машинист подавал большие надежды и ему предрекали блестящую спортивную карьеру. Окончив школу в Таразе, он продолжил обучение в спортивном интернате в Кыргызстане по направлению "велоспорт". У крепкого и физически развитого парня были все возможности войти в элиту велогонщиков, однако его подвел вспыльчивый характер. После драки со сверстниками с учебы его отчислили, и он был вынужден вернуться в родной город. Обида за случившееся глубоко засела в душе молодого человека, и спорт он решил бросить окончательно.
Перспектива, ожидавшая его в Таразе, оказалась нерадужной: постоянной работы не было, поэтому с братьями он первое время помогал по хозяйству отцу. Вскоре женился, но брак оказался недолгим. Как-то после очередной пьянки Машинист жестоко избил беременную супругу. Женщина долго не раздумывала и уже на следующий день собрала вещи и уехала к родителям.
Разлад в семье окончательно подкосил Станислава. Ему казалось, что он заслуживает гораздо большего в жизни, но ему патологически не везет. Проводя дни в постоянной жалости к самому себе, он стал пить еще больше и чаще. В пьяном угаре не отдавал отчета своим действиям и не раз избивал мать и бабушку. Однажды такая выходка стоила ему даже десяти суток ареста.
Тонкая работа по сбору доказательств
Собрав всю информацию и систематизировав ее, участковый инспектор передал добытые материалы следователям. Косвенных улик для того, чтобы подозревать Станислава Машиниста в совершении преступления одиннадцатилетней давности, было вполне достаточно. Но этого было слишком мало для предъявления обвинения в изнасиловании и убийстве. Тогда сыщики решили пойти на хитрость.
Всего через несколько дней у полицейских появился повод задержать Станислава за мелкое административное правонарушение. Оформление протокола в опорном пункте и разбирательство, которое длилось около часа, позволили сыщикам незаметно для мужчины получить образцы его слюны и волос, которые в тот же день направили на экспертизу.
Чтобы исключить даже малейшую возможность ошибки, специалисты несколько раз провели исследование. И каждый раз они указывали именно на то, что образцы, взятые у Станислава, совпадают с теми, что были изъяты с тела убитой девушки. Этого было вполне достаточно для задержания и предъявления обвинения.
По рассказам следователей, в тот момент, когда Станиславу Машинисту предъявили обвинение в изнасиловании и убийстве Ларисы Щукиной, он буквально оторопел, не в силах поверить в то, что его вычислили через столько лет.
Тем не менее подозреваемый быстро взял себя в руки и заявил, что Щукину действительно знал. Мало того, между ними даже был роман и в день убийства они встречались, и близость у них была. Но после этого, по словам Машиниста, девушка живая и здоровая отправилась домой. Что с ней произошло дальше, он не знает.
Эти показания означали только то, что следователям предстояло вновь опросить всех, кто 11 лет назад проходил по делу об убийстве Ларисы Щукиной свидетелями. В первую очередь из круга ее общения, чтобы установить, знал ли кто-то из них Станислава Машиниста как человека, ухаживавшего за девушкой.
Но это оказалось делом довольно непростым. За долгие 11 лет многие подруги Ларисы вышли замуж и сменили фамилии, другие переехали на постоянное место жительства в другие города и страны. Чтобы всех установить и вновь допросить, понадобилось больше месяца. Все это время результатов расследования Машинист дожидался в СИЗО.
Как загнанный в угол Машинист признался в изнасиловании и убийстве
То, что Станислава Машиниста в кругу общения Ларисы Щукиной не знал никто, даже самые близкие подруги, сыщиков нисколько не удивило. Кстати, именно то, что он не имел к убитой даже косвенного отношения, и помогло ему остаться в тени 11 лет назад: 21-летний спортсмен, тогда еще бывший на хорошем счету, не вызвал у оперативников никаких подозрений.
Той ночью пьяный Станислав возвращался из гостей. Проходя по безлюдному переулку, заметил Ларису. Убежденный в своей неотразимости, он отпустил в ее адрес несколько пошлых шуточек и попытался навязаться, но получил жесткий отпор.
Строптивость девушки разозлила Машиниста. Он без раздумий одним ударом сбил Ларису с ног, а когда она упала и потеряла сознание, еще долго ее пинал.
Выместив злобу, он оттащил девушку на обочину в заросли кустарника и надругался над ней. Она неожиданно пришла в себя, стала сопротивляться, кричать и угрожать. Этим, по словам Машиниста, девушка и вынесла себе смертный приговор. Крепко обхватив за шею, он сдавливал ее до тех пор, пока жертва не перестала сопротивляться.
Приговор Станиславу Машинисту был вынесен в конце января 2015 года. На его оглашение пришло столько народу, что зал судебных заседаний просто не смог вместить всех, кому была дорога убитая. Эмоции у присутствующих перехлестывали через край. И только Станислав Машинист остался спокоен, услышав приговор — 16 лет лишения свободы.