Там, где ржавеют танки — 10 фото из Панджшерского ущелья Афганистана

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Пандшерское ущелье заполнено ржавеющими остовами грузовиков и танков. Сегодня панджшерцы живут небогато, зато в мире, и держатся с достоинством. По их словам, спустя десятилетия после гражданской войны и вторжения США афганцы понимают, что Советский Союз и Россия — не враги Афганистана, но желание помочь стране оказалось невозможно реализовать военными средствами.

Почему нельзя играть за моджахедов — о единственной "стрелялке" про Афганистан
Фигура Шаха Масуда для афганцев стала символом будущего Афганистана — мирного государства, где религия не станет антонимом просвещения, а население не будет жить в бедности.

После вывода Советской армии из Афганистана в 1989-м он взял под контроль весь северо-восток Афганистана, где возглавил более-менее устойчивое правительство, стал налаживать экономику и даже печатать собственную валюту.

Однако 9 сентября 2001 года Масуд был убит террористами-смертниками, которые выдали себя за журналистов, спрятав взрывчатку в видеокамере. Наиболее вероятным заказчиком его убийства считается тогдашний лидер "Талибана" Усама бен Ладен.

Несмотря на это, Масуд остается вечно живым духовным лидером и национальным героем Афганистана.

1 / 10
Панорама с площадки мавзолея Ахмад Шаха Масуда. Он родился в этой местности, воевал и здесь же обрел вечный покой.
2 / 10
Путь в Панджшерское ущелье неоднозначный. С левой стороны дороги можно увидеть горы, с правой — ржавеющие грузовики и гусеничную технику. Когда-то они были взорваны, брошены или просто исчерпали ресурс.
3 / 10
Иностранцы приезжают сюда за "эхом войны", но местные жители пытаются не вспоминать ее и сосредоточиться на мирной жизни. В кишлаках Панджшера нет блокпостов или танков, как в Кабуле. Можно увидеть лишь полицейских с автоматами и колючую проволоку на зданиях.
4 / 10
В ближайшем городе Базараке жизнь идет чередом — мужчины на базаре обсуждают последние новости, дети ходят в школу. На иностранцев здесь не смотрят с неприязнью.
5 / 10
Детям жить в Афганистане сложнее. Вместо учебы и спорта они вынуждены помогать родителям.
6 / 10
А вот и сам мавзолей. Правда, дорога к нему напоминает о военных действиях — много разрушенных домов, на земле можно увидеть шасси от советской военной техники. При этом вокруг мавзолея все благоустроено и ухожено.
7 / 10
Старая военная техника, оставленная рядом с мавзолеем. Стволы артиллерии и зенитных установок — "посмертная гвардия" Шаха Масуда. Они стали мрачными экспонатами в экспозиции мавзолея.
8 / 10
Раскрашенный танк Т-34 красноречиво демонстрирует любовь Шаха Масуда к искусству — живописи, кинематографу и литературе. Этих качеств не ждешь от полевых командиров, но именно за начитанность и чувство прекрасного Панджшерского льва любили и уважали афганцы.
9 / 10
Местные жители стоят у мавзолея и обсуждают роль Масуда в жизни современного Афганистана. Для одних он талантливый стратег, успешно воевавший сперва с СССР, а затем с талибами. Для других — блестящий политик и дипломат, заслуживший признание международных лидеров и сплотивший вокруг себя половину мятежного Афганистана. Для третьих — аскетичный мусульманин, вежливый собеседник, образец восточного интеллектуала и скорее духовный, нежели политический лидер.
10 / 10
Самый старший работник мемориального комплекса Хода Дад говорит, что Масуд еще при жизни снискал огромную популярность в Афганистане, а после смерти стал культовой, почти легендарной фигурой, сравнимой с Че Геварой в Латинской Америке.