Автор блога Crimson Alter — для РИА Новости
Reuters описывает ситуацию следующим образом: "Китай согласился купить американские товары на сумму до 1,2 триллиона долларов в качестве элемента переговоров, направленных на окончание торговой войны между двумя странами, сообщил CNBC. (...) Агентство Reuters в среду сообщило эксклюзивную информацию о том, что стороны начинают обрисовывать контуры соглашения, формулируя положения шести меморандумов о взаимопонимании по вопросам предложенный китайских реформ".
Американская пропаганда, включая тех ее представителей, которые маскируются под "российских экспертов", успела в очередной раз отпраздновать победу демократии над тоталитарным Китаем, но ключевыми словами в сообщениях Reuters и CNBC являются слова не про 1,2 триллиона долларов, а про то, что переговоры по структурным и глубоко принципиальным вопросам находятся на стадии, в которой определены только темы дискуссий и формат будущих договоренностей. Последние же, вполне вероятно, не будут заключены никогда.
Нельзя не отметить, что администрация Дональда Трампа и особенно дружественные ей лидеры общественного мнения и СМИ каким-то непостижимым образом начали применять одну из базовых схем работы администрации Порошенко и сочувствующих ей медиа. Примерно так же, как украинская сторона периодически радует свою аудиторию рассказами, сюжетами и новостями об очередной сокрушительной победе над Россией (причем "победа" обычно является фейком от начала до конца), протрамповская пропаганда примерно с августа прошлого года временами сообщает американской и мировой аудитории, что глава США добился каких-то выдающихся результатов в своей экономической вендетте против Китая. Показательно, что каждый такой вброс в итоге оборачивается ничем — достаточно вспомнить результаты личных переговоров Трампа и Си, которые тоже были представлены миру как некий американский прорыв и триумф, а потом оказалось, что "на торговом фронте без перемен".
Первый факт: президент понимает, что не сможет протащить через конгресс и сенат полноценный договор с Китаем, потому что демократы сорвут его ратификацию независимо от того, насколько он будет выгоден США. Точнее, чем более выгодным для Америки окажется соглашение, тем больше усилий демократы потратят на срыв его подписания или ратификации, чтобы не дать Трампу добиться исторической победы и усилить свои шансы на следующих выборах.
Факт второй: китайская делегация осведомлена об этой ситуации (вероятно, ее проинформировали многочисленные контакты в самой Демократической партии), и потому китайцы сейчас предлагают американскому лидеру договариваться о "пустышке" — то есть о документах, которые не требуют ратификации конгресса или сената, но которые можно будет использовать в избирательной кампании. "Взятка" в 1,2 триллиона долларов в этом смысле — хороший пиар-трюк для того, чтобы подсластить горькую пилюлю. Вполне возможно, избирателям эта цифра будет даже важнее и приятнее, чем рассуждения о сложных экономических и дипломатических материях.
Цифра в 1,2 триллиона долларов только на первый взгляд кажется огромной и значимой: как справедливо отмечают комментаторы в американском сегменте соцсетей, она примерно равна размеру китайского портфеля американских государственных облигаций, то есть в самом крайнем случае Китай может просто обменять 1,2 триллиона долларов американских государственных долгов на 1,2 триллиона долларов реальных американских товаров, и такой обмен вряд ли можно считать неким поражением Поднебесной. Неудивительно, что делегация КНР заявила китайскому государственному изданию Global Times, что "Китай и Соединенные Штаты достигли существенного прогресса по конкретным вопросам после своего последнего раунда экономических и торговых переговоров на высшем уровне в Вашингтоне". С точки зрения китайских дипломатов переговоры, вероятно, представляются вполне позитивными. Если Трамп согласится хотя бы временно оставить КНР в покое в обмен на ничего не значащие меморандумы о намерениях и одноразовую закупку американских товаров, это будет как раз американская уступка.
Если американская сторона действительно выберет этот сценарий, нас ждут многочисленные победные реляции СМИ и дипломатов, а решающая битва за мировое доминирование между США и КНР пройдет уже после 2020 года, и далеко не факт, что она будет вестись экономическими методами. Судя по последним действиям Вашингтона (в том числе выходу из ДРСМД и попыткам сократить свою зависимость от китайских поставщиков для американского ВПК), последним доводом в конфронтации с Пекином вполне может стать именно военная сила.