Президентские выборы на Украине можно назвать трижды уникальными. Во-первых, они проходят в условиях гражданской войны. Выборы 2014 года проводились, когда война только началась, большинство избирателей надеялись, что это недоразумение, которое быстро закончится, верили обещаниям Порошенко обеспечить мир сразу после своего избрания. Сейчас идет пятый год войны. Порошенко уже никто не верит, но он умудрятся всерьез претендовать на выход во второй тур.
Во-вторых, несмотря на то что выборы проходят во время гражданской войны, они глубоко конкурентны. Только это конкуренция не программ, не политиков, а фальсификаций. Я не помню случая, чтобы на следующий день после выборов к девяти утра электронная система Центризбиркома выдавала данные по 50 процентам обработанных протоколов участковых комиссий. Как свидетельствует практика, оспорить эти данные без силового воздействия на государственную власть нереально.
Но при всей уникальности украинских выборов они все же стандартны до оскомины — настолько, что количество стандарта переходит в новое качество, создавая новую сюрреалистичную реальность.
Все обманули всех
Украинские политики всегда обманывали друг друга. Заключая любые договоры и соглашения, они еще до согласования всех позиций знали, когда и как собираются их нарушить. Однако раньше, если уж соглашения заключались, то какое-то время (чаще всего весьма короткое) соблюдались ввиду наличия общего интереса (уничтожить общего политического конкурента или отнять чей-то прибыльный бизнес). Сейчас же все договорились со всеми обо всем заранее, все всех обманули и каждый играет свою игру в абсолютном хаосе, попутно ведя переговоры о новых соглашениях, которые никто не собирается выполнять.
Первой жертвой договорного хаоса пала Юлия Тимошенко. Она политик жесткий, всегда готова на риск и практически всегда идет до конца. Один раз, в годы президентства Януковича, эта особенность уже завела ее в тюрьму. Но, как и все украинские политики, Юлия Владимировна мыслит линейно. Когда она договаривалась с Игорем Коломойским о совместной борьбе против Порошенко, то резонно считала, что противоречия между ними возникнут только после того, как Порошенко не выйдет во второй тур. То есть вплоть до второго тура президентских выборов, а то и до инаугурации нового главы государства неприятностей от Коломойского она не ожидала.
Как представляется, сейчас Коломойский, не разрывая договоренностей с Юлией Владимировной, спокойно договорился с Порошенко о том, что голоса он будет отбирать не у Зеленского, а у Тимошенко. И даже помог ему, купив значительную часть тимошенковских штабов. В результате, когда начался подсчет голосов, выяснилось, что в большинстве подконтрольных избирательных комиссий Тимошенко банально предали. Скорее всего "кроты" есть и в ее центральном штабе, но это, в принципе, не важно — изменить ситуацию на местах они уже не в силах.
Юлия Владимировна, как было сказано выше, не тот человек, который сдается. Она и сейчас отчаянно бьется за призрачные шансы обойти Порошенко и пробиться во второй тур. Но легитимация ее гипотетического второго места всецело зависит от поддержки Коломойского. Не исключено, что Игорь Валерьевич решит еще раз сменить сторону в игре. Впрочем, об этом мы узнаем еще до наступления вечера.
Будет только хуже
Единственный безупречно верный вывод, который позволяет нам сделать вся эта борьба пауков в банке: кто бы ни стал очередным президентом Украины, народу и стране лучше не будет.
С чем столкнется новый президент?
Во-первых, как я уже говорил, необходимо будет расплатиться с теми, кто его поддержал и привел к власти. В условиях полного обнищания населения, разрушения экономики и неспособности сформировать бюджет без иностранных кредитов расплатиться можно, только передав под контроль немногие оставшиеся доходными государственные должности (таможня, прокуратура, налоговая) и устроив очередной передел собственности в пользу победителей (то есть отъем у побежденных всех сколько-нибудь стоящих предприятий). Понятно, что в таких условиях напряжение в обществе возрастет, ненависть народа к власти усилится, а опасность срыва внутриэлитного конфликта в силовой сценарий увеличится.
Во-вторых, по данным украинских властей, практически полностью разрушена инфраструктура государства. Износ железнодорожного полотна достиг 50 процентов (по официальным данным), вагонного парка — на 80, более 60 процентов мостов требуют срочного ремонта, аналогичная ситуация с шоссейными дорогами, изношено свыше 80 процентов коммунальных сетей и основных фондов промышленности, свыше 60 процентов газопроводов. Уже в апреле около 40 водоканалов могут прекратить работу из-за долгов (будут отключены от электроэнергии). Долговая проблема в рамках действующей системы, из которой деньги вымывает повальная коррупция, вообще нерешаема. То есть экономического улучшения ждать не приходится.
Иными словами, после так называемых "мирных и легитимных" выборов нового президента Украину ждет обвальное ухудшение социально-экономической ситуации. Причем противоречия все менее разрешимы, а шансы на стабилизацию регулярной государственности хоть на каком-нибудь (пусть и очень низком уровне) все мизернее.