Это убийство надолго запомнилось павлодарским силовикам, прежде всего изощренностью действий преступника, пишет колумнист Sputnik Казахстан Василий Голышкин.
Страшная находка
Незадолго до новогодних праздников в 1982 году начальнику отдела уголовного розыска УВД Павлодарской области Николаю Петровичу Бурану позвонил оперативный дежурный и сообщил, что в городе Ермаке (ныне — Аксу) в теплых водах ГРЭС мальчишка-рыбак выловил фрагмент человеческого тела. В следственно-оперативную группу Николай Петрович попросил включить старшего следователя-криминалиста прокуратуры области Валентина Ломаева.
Следователи установили, что найденный фрагмент принадлежал женщине. Чтобы установить личность погибшей, начали проверку пропавших без вести в области и соседних регионах.
Одна из версий
При изучении разыскных дел сыщики обратили внимание на пропавшую без вести пожилую жительницу Ермака Надежду Петровну (имена и отчества супругов изменены). Ее муж Леонид Семенович обращался с заявлениями об исчезновении жены в милицию и прокуратуру. По его словам, супруга уехала погостить к родственникам на Украину и домой не вернулась.
Отрабатывая версию, сыщики снова опросили семью, работников вокзала и железной дороги, связались с украинскими родственниками, решили также провести обыск дома и на рабочих местах супругов. Однако все эти мероприятия не дали никакого результата.
Родственница пропавшей подтвердила, что она действительно ждала в гости Надежду Петровну, но та не приехала.
А тут еще поступило сообщение: при пересменке на вахте около восьми часов утра Леониду Семеновичу позвонил кто-то из украинских родственников его жены и сообщил, что там похоронили женщину, похожую на нее. Мужу пропавшей после этого звонка стало плохо, пришлось вызывать "скорую". В неотложке вызов подтвердили.
Этот звонок насторожил начальника областного угрозыска. Разница во времени между Украиной и Казахстаном — четыре часа, значит, оттуда звонили в четыре утра. Зачем было это делать так рано?
Леонид Семенович не смог указать, кто звонил, из-за слабой слышимости, к тому же после сообщения ему вообще стало плохо. А вот отъезд жены он описал в деталях. Жена пришла к нему на работу с чемоданом, чтобы он проводил ее к поезду. В кассе вокзала купил ей билет по льготной цене по своему талону участника Великой Отечественной войны и посадил супругу в вагон.
Алиби подтвердилось
Экспертиза найденного фрагмента тоже была неоднозначной. В документах указывалось, что расчленение произошло уже после смерти женщины. Следователями нужно было найти убийцу. И тогда они вернулись к вагончику, в котором работал Леонид Семенович.
Части тела в сугробе
При предыдущих осмотрах и обысках найти ничего не удавалось, но Николай Буран обратил внимание на следы, которые на разных участках охраняемой территории доходили до определенного места и обрывались.
Если раньше сыщик связывал такие следы с патрулированием территории, то теперь он решил перепроверить. В одном из таких мест в сугробе обнаружился газетный сверток с фрагментом тела.
Буран с коллегами задержали Леонида Семеновича.
А наутро по старым подозрительным следам нашли еще несколько фрагментов. При обработке вагончика под полом обнаружили очертания лежавшего тела.
Признание
И подозреваемый "раскололся". Даже показал, где лежат другие части тела, которые сыщики не нашли.
В обвинение в убийстве своего бывшего директора никак не хотели верить учителя школы, в которой он проработал более 23 лет. Не верила в виновность отца и дочь. Однако вина его была полностью доказана. Да и сам он ее не отрицал.
Суд приговорил Леонида Семеновича к двенадцати годам лишения свободы. Через два года он скончался в колонии от болезни.