Фанаты комиксов пустили слезу — мнение бишкекчанина о фильме "Мстители: финал"

Если вы только планируете посмотреть фильм, то немедленно закройте вкладку, потому что здесь много спойлеров. Текст предназначен для тех, кто уже видел фильм, как наш кинообозреватель Нурбек Иманов, который и делится своим мнением по поводу премьеры.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Удивительно, но с экранизациями комиксов у голливудских студий не всегда складывалось гладко. На первый взгляд, что может быть проще — берешь один из выпусков комикса про очередного супергероя в трико и плаще, нанимаешь актеров и переносишь на пленку все, что там нарисовано, тем более реплики героев уже прописаны. Но, как показывает практика, истории и драматургию графических новелл сложно перенести на большой экран, не будучи при этом освистанным подавляющим большинством зрителей.

Еще одной огромной проблемой кинематографистов были несовершенные технологии, ведь художников и создателей комиксов ограничивает лишь их фантазия, в отличие от киноделов, которым это все предстояло оживлять на экране, да так, чтобы это выглядело правдоподобно. Как ни крути, без спецэффектов здесь никак.

Самый невпечатляющий из "Мстителей" — составлен антирейтинг персонажей
Тем не менее попытки перенести графические истории на большой экран предпринимались еще на заре эпохи студийного кино. Забавный факт: первые экранизации комиксов еще в середине 30-х представляли собой именно сериалы, 30-минутные серии показывали по субботам на утренних сеансах в кино, задолго до зарождения киновселенной "Марвел". Далее самыми заметными были экранизации комиксов о Бэтмене. Но первым кинохитом стал фильм "Супермен" 1978 года. Ричард Доннер смог сохранить дух первоисточника, при этом осовременив его спецэффектами. Картина стала кассовым рекордсменом. Затем всех удивил Тим Бертон со своим мрачным и готическим "Бэтменом".

В 90-х—начале 2000-х на больших экранах мы видели череду как удачных, так и совершенно бездарных экранизаций комиксов, но они все еще не были главным "блокбастерным блюдом" в кинотеатрах. И вот в 2005-м Кристофер Нолан представил свою версию становления героя Готэма в фильме "Бэтмен: начало". Он полностью переосмыслил жанр, добавив в него реалистичности и более "взрослой" драматургии. Зрители и критики были очень довольны. А в 2008-м киностудия "Марвел" под руководством Кевина Файги выпустила "Железного человека", разбавив реалистичность трилогии Нолана юмором. Эта картина, крайне тепло принятая зрителями и критиками, стала началом "Кинематографической вселенной Марвел" (MCU (Marvel Cinematographic Universe) — серии фильмов о супергероях, основанных на комиксах компании Marvel, разработанной кинокомпанией Marvel Studios. Вселенная была создана путем объединения в одну сюжетную линию нескольких фильмов с общими актерами и персонажами.

На протяжении десяти лет студия выпускала серию сольников об основных героях своих комиксов, таких как Капитан Америка, Халк и Тор, объединенных в так называемые фазы, которые завершались сбором всех персонажей в фильмах "Мстители", "Мстители: эра Альтрона", "Мстители: война бесконечности" и "Мстители: финал". Все фильмы MCU (кроме "Мстители: финал) заканчиваются сценами после титров, анонсирующими события следующих частей. Это и пересечение сюжетных линий и персонажей придало франшизе сериальную структуру, как на заре экранизации комиксов. Но с гораздо большими масштабами и бюджетами.

С 2008 года студия успела выпустить двадцать два фильма, последним из которых стал "Мстители: финал". Картина является продолжением вышедшей год назад ленты "Мстители: война бесконечности", которая неожиданно закончилась победой главного антагониста — безумного титана Таноса, решившего привести вселенную в баланс, уничтожив ровно половину всех живых существ. В продолжении команде мстителей предстоит обратить вспять печальные последствия действий титана.

Более подробное описание сюжета может обернуться спойлером (раскрытием интриги и сюжетных перипетий), поэтому лучше описать, какие впечатления оставляет картина. Их диапазон самый широкий — от грусти до негодования, не обходится и без фирменного юмора, присущего каждому из фильмов киновселенной. Среди главных минусов можно указать некоторые сюжетные решения, вызывающие негодование, и слишком долгое вступление. С другой стороны, понятно, что эти "трагические метания" супергероев нужны, чтобы как следует раскрыть, насколько сильно повлияла трагедия в финале первой части на мир и персонажей, готовы ли они жить дальше с этим и как эти последствия пережить.

Избиение за спойлеры — о первом дне мирового проката фильма "Мстители: финал"
Но именно в эти двадцать минут, сидя в полном зале кинотеатра, ты медленно осознаешь, что именно здесь и сейчас смотришь самый ожидаемый фильм последнего десятилетия. И уже не так важно, насколько логичны и обоснованы действия героев. Просто удивляешься тому, как тот или иной поворот сюжета сходит с рук сценаристам и авторам, и в этот самый момент прощаешь им многое, потому что никто до этого так не делал.

Также вам предстоит познакомиться заново с некоторыми из персонажей, такими вы их точно еще не видели. А самых преданных фанатов ждут трогательные, вызывающие ностальгическую слезу отсылки к событиям внутри самой вселенной, практически к каждой из двадцати картин MCU. Бонусом внимательные зрители могут заметить и неожиданные отсылки к другим культовым фильмам прошлого. И все это венчает эпичная финальная битва с участием невероятного количества супергероев. К сожалению, полностью прочувствовать все это смогут только те, кто очень хорошо знаком со вселенной и за десять лет успел сродниться с героями. "Мстители: финал" — это своеобразное "спасибо" фанатам, завершение цикла, называемого "Сагой бесконечности". Что будет объединяющим фактором для следующего цикла, пока неизвестно.

Как и любой продукт современной массовой культуры, фильм "Мстители: финал" будут ругать и превозносить. Но никто не будет спорить с тем, что это уже культурный феномен, уникальный в своем роде. Президенту студии "Марвел" Кевину Файги сотоварищи удалось целых десять лет поддерживать господство кинокомиксов в широком прокате. После успеха "Первой фазы" остальные студии ринулись создавать свои киновселенные. А некогда считавшаяся непоколебимой, особенно после трилогии о Бэтмене Кристофера Нолана, студия-конкурент DC оказалась в роли догоняющей. Мало кому удавалось и, возможно, уже не удастся, даже самой студии "Марвел", достичь таких показателей в бокс-офисе и такого долгоиграющего успеха. Не внушают оптимизма и эксперты, они уже несколько лет предрекают спад интереса у массового зрителя к данному жанру. Возможно, сразу после этого фильма так и будет. Поживем — увидим.