Когда-то она поступала на факультет журналистики, а потом все бросила и уехала в Таиланд. Вышла замуж за австралийца и посвятила жизнь искусству. Камиля — единственный художник в Кыргызстане, который пишет уникальные картины с помощью эпоксидной смолы и алкогольных чернил. А обычный песок, камни и блестки может превратить в невероятные произведения искусства.
— Вы ведь поступали на факультет журналистики, верно?
— Это мое первое неоконченное высшее образование. Еще в школе я хотела связать жизнь с искусством: планировала поступать на дизайнера. Однако в то время в Кыргызстане не было такого факультета. А журналистика ведь тоже определенный вид искусства. Но я довольно быстро поняла, что не смогу совмещать профессию с семьей и тем образом жизни, к которому привыкла. Журналисты постоянно на ногах, бегают, что-то ищут… А я очень спокойный человек, мне необходимо личное пространство. Поэтому на третьем курсе бросила журналистику и поступила в Таиланде на факультет маркетинга. Там прошли следующие 12 лет моей жизни.
— Почему вы уехали именно в Таиланд?
Впервые я побывала в этой стране в 12 лет. В Таиланде очень добрый и улыбчивый народ, море и всегда хорошая погода. В детстве все это оставило массу положительных эмоций. С тех пор мечтала попасть туда снова. Как говорят, бойтесь своих желаний, они могут исполниться. Бангкок стал моим вторым домом. Однако я даже не предполагала, насколько сложным будет переезд.
— Что было труднее всего?
— Я уехала отсюда в 20 лет, в Кыргызстане у меня осталось все: друзья, родители, учеба… Впервые мама полетела со мной: помогла с переездом. Однако, когда она уехала, я осталась совершенно одна. Пришлось учиться жить в чужой стране: изучать язык, город, людей.
Я собирала чемоданы раза три. Однако понимала, если вернусь обратно, это будет неправильно. Как я буду смотреть себе в глаза, если отклонюсь от цели?
— Чем отличаются университеты Таиланда от наших?
— Мой университет был чем-то похож на АУЦА. Мы учились по кредитной системе: сами выбирали себе предметы для изучения. Поэтому у меня не было одногруппников, с которыми я бы прошла весь учебный путь. Университеты Таиланда находятся либо под государственным крылом, либо под церковным. Наш относился ко второй группе, однако никто не заставлял нас посещать церковь.
— А почему вернулись?
— В Таиланде я вышла замуж за австралийца и родила дочь. У нее возникли проблемы со здоровьем, и мы были вынуждены вернуться.
— Каково австралийцу в Кыргызстане?
— Когда мы приехали в Бишкек, для него многое было абсолютно непонятным: почему не убирают снег на дорогах, пешеходы переходят улицу в неположенном месте и машины движутся не по правилам... Но постепенно он к этому привыкает. Система его расшатала и немного прогнула под себя. К сожалению, он не хочет здесь оставаться.
— С чего начался ваш путь в мир искусства?
— Сначала я занималась стеклом, техника называется "lampwork" (стекло в огне). Это художественная обработка стекла в пламени горелки: в результате получаются уникальные бусины, из которых создают украшения. Учиться этому я ездила в Малайзию. Однако сейчас не могу этим заниматься. Для этого вида искусства необходимо иметь специальные пространство и оборудование: это работа с пропаном, что очень опасно. Поэтому мне пришлось временно отложить свое увлечение.
— А в Таиланде хорошо зарабатывают на искусстве?
— Там сильно развиты ремесла. Есть определенные рынки, где можно купить что-то уникальное в единственном экземпляре. Однако из-за высокой конкуренции тамошним мастерам сложно пробиться в этой сфере. Кроме того, многие изделия нельзя вывозить из страны: например, из дерева, ракушек и определенных камней.
А потом мне пришла идея залить картину специальной эпоксидной смолой. Однако на нашем рынке ее не было. Тогда я начала заказывать смолу в Америке. Она настолько дорогая, что мне было жалко каждую каплю. Поэтому я преобразовывала остатки в украшения.
Постепенно это увлечение стало настолько серьезным, что переросло в небольшой бизнес. Сейчас я представитель компании, которая поставляет смолу для рисования российского производства.
— А помните свою первую картину?
— Она до сих пор живет дома у мамы. Многие картины мне не нравились, я их переделывала или выбрасывала. Наверное, у каждого художника бывают моменты, когда хочется все бросить и ничем не заниматься. Однако я понимаю, что пути назад уже нет, нужно развиваться и идти вперед. Будущее ведь гораздо интереснее.
— Я слышала, что вы пишете картины алкогольными чернилами. Что это такое?
— Когда люди узнают об этой технике, смеются: "Вы сначала на грудь принимаете, а потом картины пишете?". Это чернила на основе стопроцентного спирта. Определенным образом они наносятся на специальное полотно, и получается невероятная картина. Людям нравится.
Я смешиваю различные материалы: акрил, смолу, алкогольные чернила, применяю декоративные элементы. Например, перед интервью зашла в магазин для мастеров из сферы красоты и накупила там кучу материала. В работу идет все. Например, из прошлой поездки на Иссык-Куль я привезла песок. Теперь думаю, где его можно красиво реализовать.
— А почему вы не пишете, например, пейзажи?
— Мне кажется, люди устали от чего-то определенного и понятного. Например, горы рисует почти каждый художник. А в абстрактном искусстве каждый видит что-то свое. Как-то я подарила одну из работ знакомому, а через время он говорит: "Помнишь картину, на которой обнимаются мужчина и женщина?". Я сначала удивилась, а потом поняла, что в моих линиях он увидел что-то свое. Это прекрасно.
— Насколько оценено ваше искусство в Кыргызстане?
— В Европе подобные работы стоят от 2 до 8 тысяч евро. А у нас 100-200 долларов. Наши люди еще не готовы платить за уникальность. Бывает, что меня просят написать картину, а когда я называю стоимость, говорят, что найдут мастера дешевле. Считаю, что люди искусства сами себя недооценивают. Я понимаю, что хороший художник — голодный художник. Однако не хочу, чтобы так было в моем случае.