О неизвестных страницах этой истории рассказал Ростислав Алиев — автор книг "Брестская крепость. Взгляд с немецкой стороны" и "Брест. Июнь. Крепость". В истории обороны Брестской крепости появились новые герои, не признанные пока официально. Они все еще стоят в одном ряду с сотнями других безымянных воинов, защищавших родину от врага.
1 / 16
22 июня в 3:20 началась переправа немецких войск через Буг. Центральная группировка должна была захватить крепость, левая — город Брест, правая — мосты на Мухавце, не допустив отхода советских войск. Правая и левая группы выполнили свои задачи, а центральная была разгромлена защитниками Брестской крепости к 5:00.
© Фото / из архива Ильи Рыжова
2 / 16
Штурм крепости поручили 45-й пехотной дивизии вермахта. Планировалось, что ее подразделения войдут в крепость после мощнейшего артобстрела. На фото: огонь ведет 210-миллимитровая мортира Мrs18.
© Фото / из архива Ильи Рыжова
3 / 16
Правая ударная группа немцев освободила заключенных Брестской тюрьмы, большинство из которых были политическими. Выйдя на свободу, те сразу учинили расправу над советскими партийными работниками. В городе начались ограбления магазинов, складов, учреждений.
© Фото / из архива Ильи Рыжова
4 / 16
Утром 22 июня защитники Брестской крепости (в ней оказались заблокированы около 5 тысяч советских солдат) начали атаку здания клуба (бывшая церковь Святого Николая), где закрепились немцы. Однако им не удалось сформировать достаточно крупную группу, чтобы подавить врага. Защитники крепости понесли большие потери, и от планов захвата клуба пришлось отказаться.
© Фото / из архива Ильи Рыжова
5 / 16
Остатки разгромленных подразделений центральной ударной группы смогли продержаться в клубе и некоторых соседних зданиях до 24 июня. В тот день они были разблокированы.
© Фото / из архива Ильи Рыжова
6 / 16
В штурме клуба участвовали комиссар Ефим Фомин и лейтенант Анатолий Виноградов, которые возглавили оборону. При штурме защитники крепости использовали и тяжелое вооружение (станковые пулеметы, орудия).
© Фото / из архива Ильи Рыжова
7 / 16
Получив по радиосвязи сообщение от окруженных в клубе немцы сразу (в полдень 22 июня) начали попытки прорвать блокаду. Для этого был использован и дивизион штурмовых орудий. Но так как напуганная потерями пехота не смогла подержать атаку, "штурмовикам " пришлось отступить.
© Фото / из архива Ильи Рыжова
8 / 16
Пытаясь подавить оборону засевших в крепости немцев, защитники использовали бронеавтомобили и легкие танки. Они стреляли по столовой 33-го инженерного полка, "выкуривая" оттуда немцев, но были подбиты.
© Фото / из архива Ильи Рыжова
9 / 16
24 июня оборона почти на всех участках крепости была прорвана. Фашисты блокировали оставшиеся группы защитников в нескольких "гнездах". Практически все они были разгромлены 26 июня, но Восточный форт продолжал сопротивление.
© Фото / из архива Ильи Рыжова
10 / 16
Оборону Восточного форта возглавлял майор Петр Гаврилов. Танковый обстрел не заставил защитников капитулировать. Гораздо более серьезными испытаниями стали жажда и нехватка продовольствия.
© Фото / из архива Ильи Рыжова
11 / 16
29 июня Восточный форт подвергся мощному авиаудару, что привело к взрыву склада боеприпасов. В результате почти весь гарнизон сдался. Некоторые защитники укрылись в подземельях, надеясь впоследствии прорваться к своим.
© Фото / из архива Ильи Рыжова
12 / 16
В конце августа 1941 года крепость посетили Адольф Гитлер и Бенито Муссолини. Немецкое командование придавало очень большое значение битве за Брест.
© Фото / из архива Ильи Рыжова
13 / 16
Большинство плененных защитников крепости погибли в концлагерях. Самым страшным периодом для них стала зима 1941–1942 годов. Лишь около двух тысяч человек вернулись на родину.
© Фото / из архива Ильи Рыжова
14 / 16
Среди защитников оказались уроженцы и представители разных республик СССР, в том числе кыргызы, казахи, узбеки. Вероятно, их было довольно много, поскольку в немецких документах говорится о наличии в крепости целого "киргизского полка".
© Фото / из архива Ильи Рыжова
15 / 16
Наш земляк Джаманкул Джээнчураев, комендант пограничной комендатуры станции Негорелое, которая находится восточнее Бреста, тоже сопротивлялся немецким войскам как мог, а после принял решение о выходе из окружения. Пограничникам и другим войсковым частям пришлось прорываться через плотное кольцо немцев. Отступали с боями до самой Москвы. Заслуги Джээнчураева при обороне столицы были отмечены орденами Красной Звезды и Красного Знамени, а также медалью "За отвагу".
© Фото / из архива Розалии Джээнчураевой
16 / 16
Среди защитников крепости, которые попали в плен, а после вернулись на родину, был кыргызстанец Василий Коваленко. Он служил в 333-м стрелковом полку, пытался прорваться вместе с остальными, но был тяжело ранен. Немцы перевезли пленных в Польшу, откуда Коваленко и другим советским солдатам удалось бежать в Белоруссию. Там он присоединился к партизанам, однако в 1943 году снова попал в плен и был отправлен в концлагерь в Норвегию, который в 1944-м освободили союзные войска.
© Фото / из личного архива Василия Коваленко