Автор блога Crimson Alter — для РИА Новости
Кристофер О'ди — видный член НКО Business Executives for National Security и Naval War College Foundation — на страницах National Review объясняет суть проблемы: "Господство КНР в мировом производстве основывается на триаде коммерческих возможностей, которые стали побочными продуктами индустриализации страны. В Китае накоплен опыт в области строительства и эксплуатации портов, контейнерных перевозок и логистики, а также электронных сетей. В совокупности это позволило стране предложить иностранным компаниям удобство универсального шоппинга — недорогое производство и надежное глобальное распространение с прибрежных производственных площадок Поднебесной. Китайская портовая и логистическая сеть также позволяет осуществлять кибер-надзор, увеличивает финансовые рычаги влияния на западные страны и обеспечивает Китаю круглосуточное присутствие в глобальном океане, что угрожает ограничить доступ ВМС США к растущему списку коммерческих объектов и портов под китайским контролем."
Есть подозрение, что "вторым коллективным Huawei" станут все инфраструктурные, логистические и портовые компании Китая, — в том смысле, что администрация Трампа, вероятно, будет ставить перед европейскими, азиатскими и особенно африканскими партнерами КНР бинарный выбор: или китайские компании немедленно изгоняются из всех портов, или США будут применять к нарушителям меры дипломатического и экономического воздействия по аналогии с теми, которыми они угрожают странам, желающим все-таки оставить продукцию Huawei на собственном рынке телекоммуникационной инфраструктуры.
Может показаться, что вся эта история имеет лишь косвенное отношение к России и ее интересам, но такой взгляд на вещи скорее всего ошибочен, ибо у американской экономической войны с КНР почти неизбежно появится "арктическое измерение", которое затрагивает интересы нашей страны самым прямым образом. Дело в том, что до начала российско-китайского сотрудничества в арктической сфере Вашингтон мог утешать себя тем, что в любой момент американский флот просто заблокирует внешнюю торговлю Поднебесной — за счет закрытия для китайских товаров прохода через Суэцкий канал, Панамский канал и Малаккский пролив.
Москва путем продвижения идеи использования "Северного морского пути" (который находится под российским контролем и под защитой Вооруженных сил РФ) волей-неволей лишает Вашингтон важнейшего козыря в противостоянии с Китаем, и это не может не беспокоить наших американских партнеров, которые уже активно обсуждают возможные методы воздействия на Россию. Это не конспирология, а активная экспертная дискуссия во всех западных СМИ, причем многие издания не стесняются открыто писать о необходимости как-то бороться с Россией в Арктике именно из-за того, что доступ к "Северному морскому пути" — важный элемент китайской экономической безопасности и экспансии. За примерами далеко ходить не надо, достаточно процитировать сравнительно свежую колонку японского агентства деловой информации Nikkei, которую написал британский журналист Хампри Хоксли:
Если Соединенные Штаты возьмутся за разрыв китайских производственных и логистических цепочек (а дополнительным бонусом такого разрыва будет серьезный ущерб европейским компаниям), то под раздачу попадут не только Греция, Италия и Шри-Ланка (это всего лишь часть стран, которые активно сотрудничают с КНР по портовым и логистическим темам "Шелкового пути"), но и Россия. При таком сценарии от РФ впредь будут требовать не только отдать Украине Крым, Грузии Абхазию и Южную Осетию, а также отказаться от "Северного потока — 2", но и закрыть для Китая Северный морской путь, а в идеале — передать его под "международное управление". Идти на уступки в арктическом вопросе нельзя, а угрозы санкций можно смело игнорировать — в любом случае на арктической нефти и на арктической торговле (особенно если она останется единственным открытым для Поднебесной маршрутом на европейские рынки) мы заработаем больше, чем потеряем от любых американских мер экономического воздействия.