Гражданин против ГУОБДД. Кто прав в скандале из-за дорожного знака в Бишкеке

Кыргызстанский юрист призывает саботировать работу проекта "Безопасный город", правоохранители доказывают, что он вводит общественность в заблуждение. Мы попытались найти ответ на вопрос, кто прав, а кто виноват в данной ситуации.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Адвокат Акин Токталиев написал в социальной сети, что государство не сможет наказать организаторов коррупционной схемы в Главном управлении обеспечения безопасности дорожного движения МВД. Таким образом он ответил на заявление премьер-министра, который потребовал разобраться в ситуации с установкой дорожных знаков.

Ранее Мухаммедкалый Абылгазиев на совещании по вопросу реализации проекта "Безопасный город" сказал, что виновные в неправильной установке дорожных знаков должны понести наказание вплоть до увольнения. Глава правительства поручил оперативно устранить все недостатки.

18 июня Токталиев сообщил в Facebook, что Октябрьский районный суд столицы отменил постановление о штрафе, выписанное ему 21 марта.

В свою очередь ГУООБД распространило пресс-релиз с пояснениями по делу Токталиева.

Sputnik Кыргызстан решил выяснить, кто прав в этом деле. На вопросы ответили сам Акин Токталиев, пресс-секретарь ГУОБДД Тилек Оторов и директор единого правового центра "Вигенс" Владимир Плужник.

"Доводы нашли подтверждение"

По словам Токталиева, на пересечении проспектов Молодой Гвардии и Жибек Жолу установлен дорожный знак, который не соответствует правилам: при движении по Молодой Гвардии в северном направлении он разрешает проезд прямо только по первым двум полосам, а по третьей разрешен исключительно поворот налево.

Гражданин против ГУОБДД. Кто прав в скандале из-за дорожного знака в Бишкеке
"Это незаконно, так как в учебнике ПДД говорится, что знак 5.8.1 разрешает проезд прямо по третьей полосе. Причем в Госстандарте сказали, что подобный знак у них не зарегистрирован. Прокуратура пришла к заключению, что мои доводы нашли подтверждение, и по результатам проверки было внесено представление на имя начальника ГУОБДД об устранении нарушений закона и наказании виновных", — сказал Токталиев.

Он отметил, что подал иск в Октябрьский райсуд и судья Болотбек Абдуллаев решил, что дорожный знак не соответствует ГОСТу, отменив постановление ГУОБДД о взыскании штрафа и обязав ведомство возместить истцу уплаченные средства.

Гражданин против ГУОБДД. Кто прав в скандале из-за дорожного знака в Бишкеке

"Ранее правоохранители уговаривали меня не обращаться в суд, обещали аннулировать все штрафы и не налагать их в будущем, а также предлагали зарезать барана и преподнести подарки. Но я пойду до конца, так как вижу устойчивую коррупционную схему. Если решение районного суда будет обжаловано, я пройду все инстанции и, когда полностью выиграю дело, буду защищать кыргызстанцев, которым выписали незаконные штрафы", — пообещал Токталиев.

Ответ ГУОБДД

Пресс-секретарь Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД Тилек Оторов уверен, что Акин Токталиев пытается избежать ответственности. По его словам, все знаки на указанном перекрестке установлены согласно действующим ГОСТам и Правилам дорожного движения.

"Токталиев ссылается на учебник, в котором изображения дорожных знаков приведены только для наглядного примера. На самом деле они могут меняться в соответствии с реальной схемой организации движения. Все знаки изготавливаются согласно межгосударственному ГОСТ 32945-2014 "Дороги автомобильные общего пользования". В нем указано, что направление стрелок на знаках 5.8.1 и 5.8.2 должно соответствовать реальной планировке", — пояснил Оторов.

Он добавил, что такое использование ГОСТа наблюдается при трактовке дорожного знака 5.18 "Рекомендуемая скорость".

"Обычно в учебниках указывается цифра 50, но в реальной обстановке применяются дорожные знаки, которые подразумевают и 40 километров в час, и 60. Цифры устанавливают исходя из нужд организации дорожного движения на конкретном участке дороги. Таких примеров много, то есть измышления Токталиева неверны", — заявил пресс-секретарь.

Он подчеркнул, что планировка пересечений на перекрестке Молодая Гвардия/Жибек Жолу не позволяет использовать дорожный знак, указанный в ПДД.

Один номер устанавливали на 4 авто и нарушали ПДД в Бишкеке. Фото с камер
"Если ехать по Молодой Гвардии с юга на север, можно увидеть, что до пересечения с Жибек Жолу там три полосы движения, а после — две. То есть разрешение движения прямо по третьей полосе приведет к выезду на встречное направление и созданию аварийной ситуации. Именно поэтому был установлен знак, в котором конфигурация стрелок изменена. Он разрешает движение по первой и второй полосам только прямо, а по третей — только налево", — пояснил Оторов.

Пресс-секретарь ГУОБДД считает, что Токталиев вводит общественность в заблуждение, поскольку, не получив на руки постановление суда, заявляет о нарушениях. Как сообщил Оторов, в постановлении указано, что суд "критически отнесся к доводам истца о несоответствии дорожного знака ГОСТу".

Опроверг он и заявление Тоталиева о том, что сотрудники ведомства предлагали юристу материальное вознаграждение.

"То, что ему предложили не фиксировать нарушения в будущем, тоже неправда. В базу Центра мониторинга технически невозможно внести какие-либо изменения... Таким образом, все действия Токталиева направлены на то, чтобы избежать наказания за нарушение ПДД. Он призывает саботировать "Безопасный город", а ведь этот проект направлен на сокращение ДТП и смертности на дорогах. И кыргызстанцы уже видят его результаты", — сказал пресс-секретарь.

Кто прав, а кто виноват?

На сайте "Судебные акты и заседания" постановления Октябрьского районного суда Бишкека по делу Акина Токталиева еще нет. То есть общественность пока не может удостоверится в существовании документа.

Директор единого правового центра "Вигенс" Владимир Плужник считает, что прежде всего необходимо провести тщательную проверку.

В Кыргызстане водителям разрешат скорость до 110 км/ч? Проект постановления
"Есть один важный момент — надо понять, какие правила и ГОСТы действуют в стране. Ведь существуют международные стандарты, которые де-юре выше местных. Следует выяснить, присоединился ли к ним Кыргызстан. Если в республике действуют отечественные ПДД и ГОСТы, Фемида будет на стороне Токталиева. Если же Кыргызстан действует в соответствии с международным правом, решение суда должно быть иным. При этом надо понимать, что суд признал недействительным только постановление о взыскании штрафа, но не установку дорожного знака", — отметил Плужник.

В Централизованном банке данных правовой информации Минюста КР есть постановление правительства от 4 августа 1999 года, где говорится, что ПДД — это основной документ, регламентирующий дорожное движение в республике с учетом норм международных конвенций.