На дворе лето, а никто из моих родных и знакомых не собирается на отдых за границу. Причина проста — благосостояние не позволяет. Доходы у людей такие, что и на местные курорты не хватает, чего уж говорить о зарубежных, пишет колумнист Sputnik Таджикистан.
В советские годы, которые сейчас принято именовать "застойными", все обстояло совсем иначе. Конечно, модные сейчас Турция и Египет были недоступны гражданам СССР. Но вот внутренние курорты принимали сотни тысяч туристов ежегодно.
А чего было не ездить? Ведь тогдашние профсоюзы брали на себя до 70 процентов стоимости путевки. Советское правительство считало отдых делом государственным, правом трудящихся, которое было прописано в Конституции СССР.
При этом не забывали и об учащихся. До сих пор на протяжении курортных зон Варзобского и Рамитского ущелий густой цепочкой расположены многочисленные зоны отдыха, в большинстве перестроенные из бывших пионерских лагерей.
Смена в 30 дней, цена путевки 15-20 рублей, четырехразовое питание, множество культмассовых и спортивных мероприятий, походы в горы, вечерние дискотеки под катушечный магнитофон, традиционный праздник Нептуна, ночное "раскрашивание" девчонок зубной пастой.
Но верхом везения было заполучить путевку в "Артек". Тут деньги роли не играли, билеты в мечту не продавались, их распределяли среди лучших отличников и активистов. Моя сестра относилась как раз к таким (зубрила), и ей однажды повезло.
Счастью моему не было предела, ведь на море я не бывал ни разу в жизни. Пока сестра вливалась в передовой отряд советской пионерии, я до посинения купался в море, в перерывах вкушая жареных барабулек (это рыба такая черноморская) и запивая их вкуснейшим квасом по 3 копейки за стакан.
Когда мне исполнилось 14 лет, мама поехала к близкой подруге тете Клаве на дачу в Юрмале. Нас с сестрой взяла с собой, и это был лучший отдых в моей жизни.
Ухоженные леса, чистейший воздух, кукольные поселки и городки — ощущение, будто попал в сказку. Разочаровало разве что Балтийское море. Купаться в нем можно только при наличии огромного терпения, глубина даже в 70 метрах от берега в лучшем случае до колена.
Муж тети Клавы дядя Миша провез нас на своей "копейке" (это машина такая) по всей Прибалтике, благо она маленькая, и много времени это не заняло. Рига и Таллин потрясли азиатов архитектурой. Красиво, слов нет.
В Риге я в первый раз побывал на концерте органной музыки в Домском соборе. А в Таллине всей семьей посетили какой-то католический храм. Прихожане покосились на наши неевропейские физиономии, но промолчали. Только одна бабка начала громко возмущаться и попыталась нас выгнать. Но прибалты люди воспитанные — шикнули на нее, и инцидент был исчерпан.
Потом я еще не раз был в Прибалтике, но уже по работе. Ощущений, как в детстве, уже не испытывал. Архитектура осталась прежней, а вот люди сильно изменились. Говорят, в наши дни они поголовно выезжают в Европу на заработки.
Как человек, живущий в республике, основной статьей экспорта которой являются трудовые мигранты, могу только посочувствовать. В моей же памяти о том путешествии вспыхивают красивые и непривычные для азиатского уха названия: Дубулты, Вайвари, Дзинтари, Майори и другие.