Директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев — для Sputnik.
Информация о встрече, состоявшейся в Нур-Султане (Казахстан) в формате "C5+1" на уровне министров иностранных дел, с участием государственного секретаря США по политическим вопросам Дэвида Хэйла весьма ограничена. Можно предположить, что в ее рамках обсуждалась возможность воссоздания "северного маршрута" доставки американских военных грузов в Афганистан через Казахстан и другие страны Центральной Азии. Необходимость в таком транзите обусловлена сложными отношениями между Вашингтоном и Исламабадом.
Формат, выгодный Вашингтону
Успешное развитие "С5+1" дает США в Центральной Азии следующие преимущества. Во-первых, обеспечение присутствия в относительно стабильном регионе с определенным инвестиционным, торговым и экономическим потенциалами. Во-вторых, создание инструмента сдерживания интеграционных механизмов России и Китая (Евразийский экономический союз, китайская инициатива "Экономический пояс Шелкового пути"). В-третьих, существенно повышается эффективность региональной политики США.
Надо отметить, что экономические отношения США с государствами Центральной Азии остаются ограниченными. Так, падение мировых цен на нефть и природный газ не только ударили по экспортирующим их центральноазиатским странам, но и уменьшили поток инвестиций в энергетический сектор региона. Из-за высоких барьеров входа на рынок Центральной Азии для иностранного бизнеса и бедности местного населения, за исключением Казахстана, рассматриваемый регион в целом не является привлекательным для американского бизнеса. Поэтому формат "С5+1" не имеет серьезного экономического базиса. Упор делается на вопросы политического влияния и безопасности.
"Северный маршрут" как вспомогательный, но крайне важный
Вышеуказанное проявилось и в ходе нынешнего заседания в формате "C5+1" в Нур-Султане. Так, на первой сессии рассматривались вопросы поддержки экономической безопасности и партнерства (модератор с американской стороны), на второй — мира в Афганистане (модератор из Узбекистана), на третьей — проблемы безопасности Центральной Азии (модератор из Таджикистана).
Сейчас в Афганистане находятся 14 тысяч американских военнослужащих и 8,6 тысячи человек из других стран — членов НАТО и их партнеров. Вывод иностранных войск из страны как минимум отложен на три-пять лет (первоначально это планировалось осуществить за 18 месяцев, в реальности США стремятся сохранить свое военное присутствие в Афганистане). Их тыловое обеспечение в основном осуществляется наземным транспортом по пакистанской территории. Конечно, "северный маршрут" будет носить вспомогательный характер, но факт его наличия существенно усиливает переговорные позиции Вашингтона в диалоге с Исламабадом.
Учитывая отсутствие у Казахстана общих границ с Афганистаном, США планируют транзит военных грузов в ИРА по узбекской территории. В 2011 году был построен участок железной дороги Галаба — Хайратон — Мазари-Шариф, который связал Афганистан с портами Актау и Курык через Узбекистан. В Ташкенте готовы продолжить магистраль до Герата, который соединен с иранскими железными дорогами. Но это не отвечает политике США по сдерживанию Ирана. Рядом с пограничным переходом Галаба — Хайратон находится узбекский речной порт Термез, который позволяет доставлять грузы на баржах по Амударье.
В случае необходимости военные грузы в Афганистан могут быть доставлены через Таджикистан (транзитом по узбекской территории) или Туркменистан. Пока таджикская территория используется для доставки таких грузов только автомобильным транспортом по мосту в Нижнем Пяндже, который построили в 2007 году на средства Пентагона (ближайшая железнодорожная станция — Хошоди на границе с Афганистаном). На границе с Афганистаном Туркменистан имеет два железнодорожных перехода: Серхетабат (Кушка) — Торугунди и Керки (бывш. Атамурат) — Имамназар — Акина (далее военные грузы могут доставляться автомобильным транспортом).
Создание "северного маршрута" доставки американских военных грузов в Афганистан обеспечивает доступ США к военной инфраструктуре государств Центральной Азии, в том числе членов Организации Договора о коллективной безопасности. Особую тревогу это будет вызывать в случае начала американо-иранской войны, что грозит втягиванием в указанную войну Казахстана в условиях возможных ответных действий Тегерана.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.