Такого давно не было! В Бишкек приехал легендарный театр из России

На сцене Русского театра драмы имени Ч. Айтматова начались выступления легендарного Российского государственного академического театра имени Ф. Волкова (Ярославль). Художественный руководитель театра заслуженный артист РФ Сергей Пускепалис дал интервью нашему агентству.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Должен ли театр давать зрителю моральные установки, допустимо ли употребление на сцене нецензурной лексики, каких ориентиров не хватает современному зрителю — эти и другие вопросы корреспондент Sputnik Кыргызстан обсудил с руководителем знаменитого Волковского театра.

— Насколько мне известно, это первые гастроли Волковского театра в Бишкеке. С какими ожиданиями труппа приехала в Кыргызстан?

— Мы раньше никогда не бывали в Бишкеке. Естественно, с некоторым трепетом относимся к этим гастролям. Для нас очень важно, чтобы у вашего зрителя сложилось самое положительное впечатление от наших спектаклей.

— Бишкек — родина предыдущего художественного руководителя вашего театра Евгения Марчелли, а Русский драмтеатр для него родной. Это как-то отражается на настрое труппы?

— Все спектакли, которые мы покажем вашему зрителю, поставлены во времена, когда театром имени Волкова руководил Евгений Жозефович. Поэтому для нас очень важно, чтобы бишкекчане получили максимально положительное впечатление и о театре, и о работе Евгения Марчелли.

— Какие спектакли будут показаны в Бишкеке?

— Мы предлагаем вниманию вашего зрителя четыре постановки. Одна из них — "Две смешные истории о любви" — поставлена по известным водевилям Антона Павловича Чехова "Медведь" и "Предложение". "Лес" Островского не нуждается в дополнительной рекламе. Скажу только, что для ведущей актрисы нашего театра Татьяны Мальковой роль Гурмыжской в этом спектакле стала бенефисом. "Земля Эльзы" по пьесе уральского драматурга Ярослава Пулиновича будет интересна, скорее всего, взрослому поколению, ведь это спектакль о любви и счастье немолодых уже людей. Детям мы покажем сказку "Иван Царевич" известного драматурга Юлия Кима. Это очень красочный спектакль с танцами, спецэффектами и прекрасным юмором.

— Ожидаете ли вы какого-то иного восприятия спектаклей вашего театра местной публикой в силу другой ментальности, разрыва культурных связей, языка?

— Уверен, что наши спектакли будут понятны вашему зрителю. Я думаю, что мы не настолько отдалились друг от друга, чтобы стать чуждыми и непонятными.

Такого давно не было! В Бишкек приехал легендарный театр из России

— Кыргызская театральная культура многое взяла из русской, в том числе систему репертуарного театра. Не считаете, что она перестала быть актуальной?

— Исток у русской и кыргызской театральной культуры один — Станиславский. Мы все работаем в системе координат, которая была создана им. Она остается актуальной и сейчас, поэтому репертуарный театр в нашем культурном пространстве есть и будет. Думаю, в ближайшем будущем западная система проката спектаклей не сможет заменить его ни в России, ни в Кыргызстане. Во всяком случае, я не вижу для этого предпосылок.

— В нашей стране часто слышишь термин из советского прошлого "спектакль высокого гражданского и художественного звучания". Особенно часто им оперируют чиновники от культуры. Актуален ли этот термин в современном театре?

— Мне бы очень хотелось, чтобы он был актуален как можно дольше. Сейчас очень нужны именно такие спектакли. Нам их явно не хватает. Зритель устал от экспериментов в театре. Он тянется к спектаклям, дающим ориентиры и ответы на сложные жизненные вопросы.

— Должен ли театр давать зрителю моральные и этические установки?

— Почему нет? Уверен, что театр имеет на это полное право.

— В нынешние времена театр и идеология совместимы?

— Они всегда были и будут совместимы. Другое дело, какая это идеология.

— Советские зрители (в том числе и через театр) воспитывались на "Тимуре и его команде", "Молодой гвардии", Павке Корчагине, Алексее Маресьеве и других героях. Есть ли культурные и культовые герои у современного театрального зрителя? И должны ли они быть?

— Я убежден, что такие герои должны быть. Разве плохо, что на примере героев, которых вы перечислили, наше поколение усваивало такие качества, как честность, порядочность, любовь к своей стране, забота о ближнем, самопожертвование ради общих интересов? Сейчас нам всем не хватает таких ориентиров.

— Может и должен ли театр, конкретный спектакль и его режиссер давать рецепт наиболее удачного поведения в той или иной сложной жизненной ситуации?

— Может и должен. В конце концов, это одна из задач театра. Разве не так?

— Что важнее для современного театра — катарсис или интертеймент?

Соблазнительные певицы на бишкекской сцене — фоторепортаж с концерта
— Важно и то, и другое. Но необходимо их разумно сочетать. Я не вижу ничего плохого в том, что люди приходят в театр для того, чтобы развлечься. Отчасти это особенность нашего времени. Но если мы вернемся к самому началу существования театра в Древней Греции, то увидим, что зрителям предлагали и комедии, и драмы, и трагедии. Другое дело — качество материала. В любом спектакле должна быть глубина. Развлекая, театр должен учить зрителя, давать ему возможность увидеть себя в предлагаемых обстоятельствах и подумать.

— Как вы относитесь к современной драматургии?

— Очень хорошо. Есть талантливые драматурги, которые пишут злободневные пьесы. И в репертуаре театра должно быть место для них. Другое дело, что таких авторов немного, ведь очень многое уже написано классиками. Очень трудно сегодня написать что-то оригинальное. Для этого нужно иметь большой талант.

Такого давно не было! В Бишкек приехал легендарный театр из России

— Каков разумный баланс между классикой и современной драматургией?

— Тут нет четких формул. Для каждого театра этот баланс свой. Если зритель лучше откликается на классику, то, естественно, ей нужно отдавать приоритет.

— Считаете ли вы, что классика требует осовременивания, редакции и поиска смыслов, которых в ней, возможно, нет?

— Я сторонник осовременивания классики и сам этим занимаюсь. Шекспир тоже брал какие-то классические сюжеты и "подгонял" их под свое время. Зритель должен понимать и воспринимать то, что видит на сцене. Иначе ему будет неинтересно.

— Должен ли театр уделять больше внимания спецэффектам, чтобы удержать зрителя?

— Самый главный спецэффект, который есть и будет, — это живое общение между актером и зрителем. Кино, телевидение и интернет не в состоянии дать это общение. И это всегда будет привлекать людей в залы. Других спецэффектов и не нужно. Они могут отвлечь зрителя от главного, увести его в другую сторону.

— На что театр не должен идти однозначно ради привлечения зрителя?

— На сцене не должно быть пошлости и чрезмерной жестокости. Это самое важное.

— Как вы относитесь к употреблению нецензурной лексики на сцене?

Кыргызстан поборется за престижную премию ТЭФИ-2019
— Я, как человек православный, не сторонник таких вещей. Но согласен, что нецензурные слова, как и обнаженная натура, могут быть использованы в спектакле, если с их помощью можно отразить суть явления, представленного на сцене. А иначе это уже похабщина. Ей не место в театре.

— Что бы вы посоветовали руководителям наших театров, которые хотят и могут ставить модерн, но уверены, что он здесь не найдет зрительского успеха?

— Это очень сложный вопрос не только для ваших театров, но и для всех российских. Если у вас есть такие возможности и руководители театров уверены, что зритель примет такие спектакли, то нужно идти на риск и ставить. Но не нужно проводить эксперимент только ради эксперимента.

— Должен ли талант быть голодным, а актер с полной самоотдачей играть за нищенскую зарплату?

— Талант должен быть голодным творчески, а не физически. Трудно, да и нельзя требовать от актера, который думает о еде, полной самоотдачи.

— Всегда есть достаточное количество молодых людей, которые хотят быть актерами. Как правило, их желание наталкивается на тезис родителей, что это несерьезная работа. Что бы вы порекомендовали тем парням и девушкам, которые слышат это от родных?

— Актер — это очень серьезная работа, с душой. Молодые люди должны понимать это сами. Поэтому при выборе профессии им необходимо тщательно взвесить все "за" и "против". Если есть сомнения, лучше заниматься чем-то другим.

— Остается ли весь мир театром, а люди в нем — актерами?

— До тех пор, пока люди будут оставаться людьми. Пока нами будут руководить инстинкты, эмоции и чувства, до тех пор и будет работать этот принцип.