Проект внедрения системы электронного билетирования финансируется швейцарской компанией, вложившей в это 700 тысяч долларов. Через три года эти деньги должны окупиться.
— В Сети было много недовольных отзывов относительно дизайна карты "Тулпар". Чем закончилась история?
— Нужно понимать, с чего она началась. Тот дизайн карты, который распространили, не был окончательным, это лишь прототип. Он необходим для того, чтобы показать сотрудникам мэрии, какая она — карта для проезда по новой системе электронной оплаты в общественном транспорте. Можно сказать, что это был черновик. Потом фото попали в Сеть и появилось много негативных отзывов.
Карта "Тулпар", которую запустят в оборот, будет двуязычной: на кыргызском и русском языках.
— Расскажите, когда заработает безналичная система оплаты?
В скором времени изменится еще кое-что: теперь пассажиры будут входить в дверь рядом с водителем, а выходить в центральную. На новых автобусах, которые пришли в Бишкек весной, уже есть обозначающие рисунки, направляющие пассажиров. Это удобно, потому что ориентировочно валидатор будет находиться за местом водителя. Человек заходит в транспорт, прикладывает карту, за секунду со счета списывается нужная сумма, и пассажир, никого не задерживая, проходит дальше.
Если того будет требовать ситуация, в общественном транспорте будут работать специалисты, помогающие гражданам. Мы еще не определились с числом консультантов. Все зависит от того, насколько успешно пройдет адаптация.
— Аналогичные проекты вы запускали в разных странах. В чем отличие работы по внедрению электронного билетирования в Бишкеке?
— Чтобы запустить проект, мы заключили договор государственно-частного партнерства с мэрией Бишкека. ВРС AG — это дочерняя фирма, которая принадлежит как швейцарской компании, так и столичному муниципалитету.
Наша команда всегда работала по принципу оплаты через банковские карты. Однако в Кыргызстане бесконтактные платежи пока не пользуются спросом. А заставить людей оформлять карту в банке лишь для проезда в общественном транспорте — плохо. Мы решили пойти по пути наименьшего сопротивления и ориентироваться под местного потребителя.
Поэтому одна из особенностей в том, что в столице Кыргызстана мы установили гибридную систему. Деньги будут списываться не только с локальных карт "Тулпар", платеж можно осуществить и банковской картой.
Хотелось бы отметить, что мы получаем мощную обратную связь из социальных сетей. Мы были готовы к негативу, но получаем пока очень позитивные, подбадривающие сообщения со словами благодарности. Меня, как руководителя проекта, радует, что горожане осознают необходимость запуска такой системы.
— В чем ее польза для города?
— Бишкек стремится к тому, чтобы упорядочить хаос на дорогах, и это большой плюс. Одной из основных задач было уйти от оплаты наличными средствами и как следствие — обезопасить пассажиров. С этой точки зрения мы почти справились — в 2020 году весь общественный транспорт перейдет на безналичную оплату за проезд.
Сейчас все мы видим, сколько проблем и конфликтов на дороге возникает из-за хамского вождения. Водители маршруток тормозят, где хотят, на ходу берут деньги, отдают сдачу, успевают поругаться с другими водителями. Именно поэтому после внедрения системы электронного билетирования в общественном транспорте мы будем решать этот же вопрос с маршрутным такси.
Конечно, все проблемы на дорогах после внедрения электронной системы оплаты не решатся, однако это неплохое начало.
— Где можно будет купить карты для проезда и сколько они будут стоить?
— Их будут продавать в самих автобусах и троллейбусах, но только первое время. Плюс начнут работать специальные центры обслуживания по городу, где каждый сможет приобрести "Тулпар". Стоимость карты — 50 сомов, включая 8 сомов за одну поездку. Все карты задуманы как многоразовые, поэтому в будущем пользователям лишь нужно пополнять баланс, и все. Это можно будет сделать в любом терминале либо с мобильного банкинга, да даже на почте можно закинуть деньги на баланс.
Мы планируем выпустить больше 500 тысяч карт, по мере необходимости выпустим еще. Также введем многофункциональные брелоки для оплаты и даже браслеты. Их стоимость будет немного выше. Например, брелок, помимо основной функции — оплаты за проезд, может быть ключом от домофона. Стоимость такого носителя — 300 сомов. По тому же принципу можно использовать браслет, его стоимость — 400 сомов.
— То есть наличными вообще нельзя будет платить? А вдруг я карточку забуду или школьник — проездной, тогда нужно покупать многоразовую карту за 50 сомов?
— Если это произойдет, можете купить карточку за 50 сомов, в ее стоимость включена поездка за 8 сомов.
— В Сети появляются гневные сообщения, что школьников заставляют в обязательном порядке покупать карты. Объясните, почему.
Новая система электронного билетирования дает свободу выбора даже ученикам: каждый может пользоваться картой и регулярно пополнять баланс либо каждый месяц покупать проездной. Его стоимость — 175 сомов. Чтобы столичные власти могли выдать проездной, заранее формируются списки. Проездной позволяет ездить на общественном транспорте неограниченное количество раз. Хочу отметить, что если ребенок не пользуется общественным транспортом, никто не имеет права заставлять покупать ему проездной.
Детям, которые подали документы на проездной, оформляются именные карточки. Для этого собирается личная информация об учащихся. Хотелось бы отметить, что родители могут быть спокойны за сохранность данных об их ребенке, — компания отвечает всем требованиям законодательства Кыргызстана.
— А как быть людям с ограниченными возможностями и пенсионерам, им тоже придется приобрести карты?
— Местные органы самоуправления направили в муниципалитет списки всех граждан, подпадающих под эти две категории. Им выдадут специальные проездные.
— Будут ли повышать цены на проезд?
Поэтому пока нет речи, чтобы повысить цены на проезд. Сейчас нельзя менять тарифы, для начала нужно внедрить проект. Лишь после того как система заработает полномасштабно — для этого нужно, чтобы 90 процентов горожан пользовались картами, — можно вести речь о пересмотре тарифов.
— Мэрия озвучивала, что стоимость проекта внедрения электронного билетирования — около 20 миллионов сомов. Как скоро окупятся вложения?
— По контракту, который мы заключили для запуска системы, инвестор — в данном случае швейцарская компания — вкладывает от 700 тысяч долларов до миллиона на запуск этой системы. Муниципалитет не тратит ни сома.
Если бы этот проект не был выгодным, мы бы не взялись за него. По предварительным расчетам, инвестиции должны окупиться с третьего года работы в Бишкеке. Контракт заключен на шесть лет.
— Этим летом вы приехали впервые в Кыргызстан, до этого жили в Москве и других европейских городах. Какое впечатление на вас произвел Бишкек?
— Я удивился, узнав, что столица пережила несколько революций и так легко и быстро после них оправилась. Люди доброжелательные, город приятный. Кто-то может сказать, что после Москвы в Бишкеке не то, но это точно буду не я.
Я был приятно удивлен, когда по "зебре" переходил дорогу и машины вмиг остановились. Мне это о многом говорит. Конечно, у города есть проблемы. Но хаос, который творится на дорогах из-за большого количества машин и беспорядочной езды маршруток, — не катастрофа. Все это решается. Москва тоже такое пережила, сегодня там все унифицировано. В Бишкеке произойдет то же самое.
— И напоследок скажите честно, вы хоть разочек проехались на бишкекской маршрутке в час пик?
— Нет, я ездил только на общественном транспорте. Автобусы и троллейбусы, на мой взгляд, вполне комфортные, ничего страшного, что могло бы меня напугать, я не увидел.