Елена Геннадиевна Череменина — коренная бишкекчанка, родилась и выросла в Кыргызстане, окончила три университета. В медиасфере начала работать в 2002 году. Тогда она возглавляла пресс-службу Кыргызско-Российского Славянского университета. В 2008-м была медиаменеджером нескольких проектов Программы развития ООН и внесла вклад в улучшение диалога между государственными органами и обществом, участвовала в создании информационных сайтов госорганов и развитии парламентского радио.
Работу в международной организации совмещала с активной преподавательской и общественной деятельностью, в том числе была членом первого состава Комиссии по рассмотрению жалоб на СМИ, участвовала в разработке и продвижении Кодекса этики журналиста Кыргызстана.
В 2014 году Елене Черемениной предложили организовать и запустить информационное агентство и радио Sputnik в Кыргызстане, которое является частью большого международного проекта, работающего в 32 странах. За прошедшие пять лет агентство стало одним из самых посещаемых и пользующихся доверием СМИ — более 160 тысяч уникальных посетителей в день, 2,5 миллиона в месяц и более 600 тысяч подписчиков в социальных сетях.
Три года назад мы праздновали новоселье! Наш офис находится в самом сердце города — рядом с площадью Ала-Тоо.
— Sputnik Кыргызстан всего за пять лет стал одним из самых читаемых, влиятельных и цитируемых СМИ в стране. Как вам это удалось и что для этого потребовалось сделать?
— Первое время было, конечно, нелегко. В 2014 году, к моменту запуска проекта, медиарынок в Кыргызстане уже сформировался, было несколько наиболее популярных местных информагентств, которые читали практически все, кто вообще читал новости. Передо мной стояла задача создать команду, которая сможет завоевать читателей.
В буквальном смысле пришлось переманивать журналистов из других агентств, собирать коллектив по крупицам. Любой менеджер подтвердит, что успех компании больше зависит от человеческих ресурсов, чем от финансовых. Важно было найти не просто специалистов, а успешных личностей с идеями, готовых рискнуть и стать частью чего-то нового.
Кажется, девушек из кыргызской редакции можно смело отправлять на конкурс красоты
Были ситуации, когда человек отказывался от нашего предложения, потому что не верил в будущее проекта. Думаю, это была одна из самых сложных задач в моей жизни. Мы радовались и радуемся каждому новому читателю, праздновали первые маленькие победы, придумывали свои традиции и праздники. Через два года работы мы стали одним из самых читаемых в стране ресурсов, а затем и самым читаемым.
Успех — это слоеный пирог: люди, деньги, эмоции, технологии и, конечно, идея!
Креативный продюсер Эрнис Алымбаев позирует на фоне поздравительного календаря журналистки Асель Минбаевой. Такой маленький подарок мы готовим на дни рождения каждого сотрудника.
Добиться успеха помогла, наверное, смелость. Тогда мы ничего не боялись, не зацикливались на том, что нас никто не знает, не хочет давать интервью или информацию, сотрудничать. Мы начали не просто работать, а восхищать, удивлять, покорять и добиваться внимания каждого читателя, партнера, респондента, подписчика и даже конкурента. Поэтому наш успех — это скорее всего идея, смелость, сплоченность и, конечно, качественная журналистика.
— Сколько человек сейчас работают в агентстве?
— В самом начале нас было 12, сейчас мы сравнительно большой коллектив. Перед нами постоянно ставили новые задачи, за двуязычным сайтом появилось радио, затем открыли пресс-центр, развивали свои страницы в соцсетях. За пять лет команда выросла, мы стали одной семьей. Многие женились, вышли замуж, стали родителями. Возраст наших сотрудников в основном от 20 до 40 лет. Меня очень радует, что в коллективе сформировалась как преемственность, так и взаимозаменяемость. Команда с удовольствием делится опытом с молодыми специалистами и новичками, которые приходят в команду.
— Успех компании — это всегда совокупность нескольких аспектов, где команда играет основную роль. Но еще важнее уметь руководить этой командой. Какие цели и задачи вы ставите перед собой?
— Перед руководителем риски и вызовы есть всегда. Тем более, если он стоит во главе творческого коллектива, который, как живой организм, очень чувствителен и эмоционален. Да, мы достигли успеха — нас уважают, цитируют, с нами считаются, к нам прислушиваются. Наши материалы и проекты влияют на судьбы людей. Поэтому сейчас на мне, как и на всем коллективе, лежит очень большая ответственность.
Для меня важно, чтобы каждый сотрудник осознавал это и вел себя достойно при любых обстоятельствах. Ведь каждый из нас ассоциируется с нашим агентством. Ошибка одного может отразиться на всех. Как руководителю, мне важно регулировать внутренние и внешние вопросы, чтобы сохранить достигнутые внешние позиции, внутреннее равновесие и двигаться дальше. А для этого, конечно же, нужно быть в тонусе и принимать решения в пользу тех проектов и сотрудников, которые будут способствовать новым достижениям.
Ни один Новый год не обходится без праздничной елки. За месяц до торжества все сотрудники закупаются карамельками и шоколадками — в перерывах между написанием новостей мы играем в тайного Санту.
— Какие интересные традиции есть в вашем коллективе?
— Традиций у нас много. Дни рождения каждого сотрудника отмечаем и с новорожденными поздравляем. Первое время отмечали традиционно — с тортом и пожеланиями всего наилучшего. Сейчас у нас творческий подход — для каждого готовим фотокалендарь с юмористической характеристикой человека. И именинник, и коллектив смеются от души. После поздравительных речей обязательно поем песню "Туулган күнүн менен". Есть еще одна очень хорошая традиция — каждодневная зарядка. Специфика нашей работы такова, что приходится пропускать через себя огромный объем информации и проводить много времени перед компьютером, поэтому наш шеф-редактор Эркин Алымбеков, который любит спорт, каждый день организовывает 10-минутную зарядку под динамичную музыку. Мы настолько привыкли к этой традиции, что нас не смущают даже уважаемые гости, которые приходят на интервью. Есть и другие традиции, но пусть они останутся за кадром.
Тайный Санта угадал с подарком — сигара! Шеф-редактор Эркин Алымбеков счастлив.
— Как бы вы охарактеризовали медиарынок Кыргызстана? Как на нем отразилось появление Sputnik и чем он отличается от других новостных порталов?
— Наш медиарынок очень разнообразен. У нас насыщенная и активная политическая жизнь, сами читатели очень политизированы, поэтому главными и наиболее востребованными являются именно политические новости, разные точки зрения на политику и политиков, комментарии экспертов. Интернет-издания динамичны, быстро улавливают технологические новинки и внедряют их в работу, поэтому конкуренция у нас серьезная. В стране по-прежнему популярны традиционные виды СМИ: телевидение, радио, газеты.
В 2014 году, когда запускался Sputnik, дизайн сайта отличался от привычной для кыргызстанских читателей подачи новостей на сайтах местных агентств — большие фотографии, видеоконтент на главной странице, отсутствие привычной ленты новостей. К 2016 году мы заметили, что многие местные СМИ пересмотрели дизайн и структуру своих сайтов также в пользу визуализации. Читатели проявляют особый интерес к нашей инфографике, лонгридам и спецпроектам.
Руководитель нашей редакции Елена Череменина дарит куклу "солнечной" малышке
Мы были первыми, кто активно использовал мультимедийный формат для подачи сложной, объемной информации. Например, лонгрид "Путешествие в Кыргызстан: туристический путеводитель", который вышел на трех языках: кыргызском, русском, английском, 27-часовая аудиокнига на кыргызском языке "Сломанный меч" ("Сынган кылыч") по историческому роману Тологона Касымбекова, которая не имеет аналогов в стране и получила высокую оценку со стороны образовательного сообщества. Также хочу отметить совместный с фондом "Кийиз дуйно" фотопроект "Национальные головные уборы". Мы даем возможность нашим читателям не просто быть в курсе событий, но и развиваться, познавать что-то новое, важное, не забывать традиции, культуру и самобытность нашего народа.
Елена Череменина: Ругать сотрудников, кричать на них — вчерашний день. Нужны новые инструменты управления, тем более в медиасфере, где успех зависит от сознания и психологического состояния сотрудников.
— Какими личностными качествами должен обладать современный медиаменеджер?
— Я считаю, что понимание человеческой психологии, ее возможностей, умение управлять людьми и мотивировать их — основные качества и навыки менеджеров, актуальность которых будет только нарастать. Ругать сотрудников, кричать на них — вчерашний день. Нужны новые инструменты управления, тем более в медиасфере, где успех зависит от сознания и психологического состояния сотрудников. Поэтому добавлю, что медиаменеджер, который работает с людьми и для людей, должен обладать высоким эмоциональным интеллектом и креативным мышлением.