На саммите Содружества Независимых Государств в Ахшабаде был принят ряд документов, необходимых для детализации сотрудничества и взаимодействия с Евразийским экономическим союзом. В их числе новые положения, внесенные в основополагающие документы — Концепцию дальнейшего развития СНГ и Стратегию экономического развития СНГ до 2030 года. Обсуждаются системные механизмы внешнего партнерства, позволяющие совершенствовать сеть экономических связей как в рамках СНГ, так и в сотрудничестве с ЕАЭС и даже с более дальними партнерами.
Что сейчас происходит с СНГ? Сразу заметим, что большинство экономистов понимают под данной аббревиатурой группу государств, ратифицировавших соглашение о ЗСТ (зоне свободной торговли) Содружества от 2011 года.
В том же ключе находятся и предложения президента Беларуси Александра Лукашенко, активно выступающего за развитие промкооперации по линии ЕАЭС — СНГ, то есть "подключения" стран из ближнего пояса союза к программам объединения. Возможно, в дальнейшем это будет касаться всех участников ЗСТ с ЕАЭС. Для российской и белорусской экономики это вообще очевидная вещь, учитывая разброс автосборки грузового и сельхозтранспорта по странам мира, как в СНГ, так и за пределами общего пространства.
"Безвиз", торговля и политический буфер
Без малого два года осталось до 30-летнего юбилея Содружества Независимых Государств — организации, оформившей переход от советского распада к уже постсоветской интеграции. Нетрудно настроить "оптику", чтобы увидеть, какие именно положительные изменения произошли в жизни нашего общего пространства. Выделим несколько.
Во-первых, формат СНГ (пусть и не в том виде, как ожидали) оформил расстыковку связей бывших союзных республик, минимизируя потенциал очевидных политэкономических конфликтов и более острых, уже военных противоречий молодых национальных государств. Общий советский дом мог рухнуть жестче югославского варианта. Несмотря на четыре крупных очага военных конфликтов (в Молдове, Грузии, Азербайджане и Таджикистане), организация все-таки выполнила роль политического буфера, сохраняя комплекс необходимых жизненно важных экономических отношений.
Отсюда вторая роль Содружества — сохранение основных пространств и свобод. Прежде всего свободы перемещения — безвизовые поездки внутри СНГ — что, конечно, сформировало новые рынки труда и поддержало наиболее слабые экономики. Здесь же — свободный доступ к единой инфраструктуре на транспорте. И, что сейчас забывается, практически на весь период 1990-х годов СНГ обеспечило свободное хождение рубля в нескольких странах бывшего СССР, до становления новых валют. Рублевое пространство, несмотря на долларизацию, многие годы играло роль буфера для становившихся на ноги национальных валют. Понятно, что этот буфер не всегда выдерживал (вспомним дефолт 1998 года), тем не менее он имел и имеет сейчас, в новых условиях, заметную силу.
Наконец, третья роль — постепенное оформление экономического транзита общего торгового пространства (ЗСТ СНГ от 1994-го и 2011 годов) к новым текущим режимам торговли, которые стали формироваться между ядром ЕврАзЭс (Россия, Казахстан, Беларусь). Впоследствии превратившись в интеграционный Евразийский экономический союз, который по существу является ядром гравитации для всего СНГ.
Полезный транзит
В Ашхабаде Владимир Путин сделал интересное предложение — приглашать лидеров государств Содружества на заседания Высшего совета ЕАЭС, тем самым формируя атмосферу неформального диалога, способствующего постепенному переводу этих стран в статус наблюдателей ЕАЭС. Режимы внутренней торговли двух организаций по большей части позиций схожие (отмена НДС для производителей продукции членов объединений, так называемый сертификат СТ-1).