Чем "мирный" Зеленский хуже Порошенко. Беседа с главой ДНР

Глава самопровозглашенной Донецкой народной республики Денис Пушилин не скрывает своего недоверия к властям Украины, несмотря на подписанную в Минске "формулу Штайнмаера" и заявления о согласии на разведение сил и средств на двух пилотных участках.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Пушилин скептически относится и к перспективе полного выполнения Киевом взятых на себя обязательств и называет Украину ненадежным переговорщиком. О своем отношении к требованию расформировать ДНР и ЛНР, а также о том, почему украинские власти не могут или не хотят соблюдать перемирие в Донбассе, он рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Юрию Войткевичу.

— Как удалось повлиять на Киев в вопросе подписания "формулы Штайнмайера"?

— Ну, во-первых, не Киеву удалось подписать, а республикам. При поддержке стран-гарантов — России, Франции, Германии — удалось додавить Украину и прийти к тому, что все же формулу пришлось подписать. Почему пришлось ее подписывать и приходить к таким механизмам? Напомню, что она была согласована в "нормандском формате" еще в 2015–2016 годах. Но переговорщики от Украины в Минске сказали: "Мы ничего не знаем о такой формуле и ничего в этом плане делать не будем". Естественно, потому все и тормозилось.

Несколько лет подряд шли обсуждения вокруг этой формулы, а когда на Украине сменилась власть, появилась некая надежда, что Киев поменяет и отношение к выполнению взятых на себя обязательств в рамках Минских соглашений и будет какое-то продвижение в этом вопросе. Было взято самое простое из предыдущих соглашений — "формула Штайнмайера". Только чтобы у украинских переговорщиков не было никаких возможностей уйти в сторону, прозвучало предложение все зафиксировать в рамках контактной группы и подтвердить в рамках нормандского формата. Это стало одним из главных условий.

Следующим условием было разведение сил и средств в Петровском и Золотом. Это не нововведение, а всего лишь устранение нарушений, которые были допущены с октября 2016 года. Тогда состоялось разведение сил на двух из трех участках, согласованных подгруппой по безопасности в Минске.

На видео попали странные движения девушки во время интервью Зеленского
Не надо думать, что Украина прогнулась под давлением республик. Увы, по Петровскому и Золотому мы видим различные инсинуации, причем не новые, а ровно те, которые очень долго использовал Порошенко в отношении станицы Луганской. Тогда муссировались различные слухи по поводу семи "дней тишины", которые должна была фиксировать ОБСЕ. И она их раз за разом фиксировала, но Киев заявлял, что ОБСЕ, может, просто не слышит, хотя наши представители вооруженных сил-то слышали. Поэтому нужно считать заново... Это повторялось больше 80 раз, фиксировалось семидневное прекращение огня, но в станице Луганской ничего не менялось.

Сейчас Украина, особо не мудрствуя, пошла на какие-то продвижения по разведению сил в Луганской, но заблокировала Петровское и Золотое. Мы, конечно, могли бы отнестись с пониманием к украинским властям (понять, что у них есть неуправляемые радикалы, какие-то митинги собираются), если бы все это время на нашу территорию не прилетали снаряды и если бы договоренности не были зафиксированы во всех возможных форматах. Увы, Украина в этом плане не сдвигается с места.

По "формуле Штайнмайера" нужна имплементация в законодательство — это является продолжением условия, чтобы нормандская встреча состоялась. Большинство в Верховной Раде есть, значит, и возможности таковые имеются. По Петровскому и Золотому — просто нужно взять и развести силы. Мы к этому готовы.

Проблема с радикалами — это проблема нынешних украинских властей. У них есть все возможности управлять силовиками, потому что кабмин сформирован непосредственно новой властью. Она может разобраться и с радикалами, и с другими неонацистами, которых на Украине расплодилось достаточно много.

Мы полностью выполняем свои обязательства и готовы реализовывать Минские соглашения. Но делать это в одностороннем порядке не получается. У нас нет возможности менять украинское законодательство, прописывать особый статус в Конституции  — это должна сделать Украина. Не мы и тем более не Россия, которую Украина всячески пытается выставить стороной конфликта.

Что касается "формулы Штайнмайера" и разведения сил и средств, то сегодня мяч на стороне Украины.

— Как можно объяснить то, что Киев согласился на разведение сил и средств, подписал "формулу Штайнмайера", однако продвижения по этим вопросам нет?

— Зеленский, к сожалению, сейчас повторяет Порошенко в самых худших его проявлениях. Хотя, идя во власть, он заявлял, что будет "президентом мира" и первое, что сделает, — добьется мира. Прошло уже больше полугода, а приказа о прекращении огня нет. Ни один пункт договоренностей, даже самые основные — о разведении сил и прекращении огня — со стороны Украины не выполнен.

— Есть ли вероятность того, что Киев выполнит требования "формулы Штайнмайера"?

— Я могу говорить об очень скептических настроениях в этом плане. Даже у новой власти Украины слова по-прежнему расходятся с делами.

— Как выполнение "формулы Штайнмайера" может изменить ситуацию в Донбассе?

— Хотелось бы отметить, что данная формула — один из элементов выполнения политических пунктов комплекса мер. Сама формула или даже ее имплементация всего лишь дает возможность обсуждать остальные моменты, связанные с проведением выборов, как это предусмотрено комплексом мер на территории Донбасса.

— Выполнение "формулы Штайнмайера" может повлечь за собой полное прекращение боевых действий в Донбассе?

Шведский экономист попытался просчитать шаги России. Получилась фантастика
— Комплекс мер составлялся в очень сложных условиях, и там много компромиссных пунктов. Тем не менее это некая "дорожная карта", которая должна была привести и к прекращению боевых действий, и к полноценному политическому урегулированию конфликта. Только ее всеобъемлющее выполнение может привести к положительной динамике и миру в целом.

Но пока мы видим блокировку, то есть нет никаких предпосылок, чтобы Украина завтра, через неделю, через месяц или позже имплементировала эту формулу в украинское законодательство. Увы, со стороны Киева мы слышим совершенно другие призывы, стремления, лозунги.

— Какую выгоду Киев может преследовать в таком случае?

— Просто украинские власти тянут время, пытаются заигрывать с радикально настроенными элементами, но они забывают, что это не их электорат. Они никогда не понравятся радикалам, это их самое большое заблуждение.

Зеленского привели к власти не радикалы, а как раз люди, которые хотят мира. Это более 70 процентов населения, но он почему-то к ним не прислушивается. Кучка неонацистских образований диктует ему правила и прогибает под свои воинственные цели и задачи.

— Что может повлиять на то, чтобы Киев принял условия "формулы Штайнмайера", и сколько времени на это потребуется?

— Мы неоднократно взывали к мировому сообществу, к странам-гарантам. Но только Россия делала и продолжает делать определенные шаги, которые должны всячески подталкивать Украину к выполнению взятых на себя обязательств. Однако шестой год Украина не сдвигается с места, поэтому называть сейчас какие-то сроки — дело очень неблагодарное.

— Готова ли ДНР выполнить требования, прописанные в документе, и продвигаться по Минским соглашениям?

— Мы не то что готовы, а регулярно об этом заявляем, об этом говорят наши представители на переговорах в Минске. Более того, с нашей стороны есть все необходимые шаги. То есть мы исходим из того, что минский процесс и минская площадка как таковая должны способствовать мирному урегулированию конфликта. Пока альтернативы мы не видим, но Украина считает по-другому.

— Какие прогнозы можно сделать относительно ситуации с разведением сил и средств в ДНР?

— Я не знаю, когда Украина будет готова устранить нарушения там, где ранее разводились силы и средства, на пилотном участке, еще в октябре 2016 года...

— Поможет ли разведение сил и средств достичь положительной динамики в урегулировании конфликта?

— Если говорить о намерениях или об обещаниях, то можно было бы вести речь о положительной динамике. Но мы видим, как это выполняется. Увы, тут стагнация в самом ярком ее проявлении.

— Как можно объяснить заявление Киева о возможности выполнения Минских соглашений после расформирования ДНР и ЛНР?

Актер Джим Керри нарисовал карикатуру о скандале Трампа с Зеленским
— Трудно найти какое-то здравое зерно в формулировках данного заявления. С кем тогда они будут разговаривать, как урегулируют конфликт, если ДНР и ЛНР не будет? Абсурд полный, и, конечно же, точно не Украине решать такое в отношении ДНР и ЛНР. Это было волеизъявление большого числа людей — жителей Донбасса. Они у себя дома и сами решают свою судьбу.

Что касается расформирования чего бы то ни было, то больше предпосылок расформировать саму Украину. Мы прекрасно помним про государственный переворот 2014 года, помним про все внешние вмешательства в те процессы. По большому счету, способствовать выполнению Минских соглашений может демонтаж Украины, а потом новое собрание регионов, которые действительно хотят мира и будут основываться на волеизъявлении людей, которые смогут побудить власти на выполнение оставшейся части обязательств.

— Как можно объяснить продвижения в минских переговорах одновременно с заявлениями о расформировании ДНР и ЛНР?

— В этом вся Украина — очень неоднородно, неоднозначно и бесперспективно. Она очень ненадежный переговорщик. Потому что, насколько мне известно, никаких заявлений о расформировании ДНР и ЛНР и остальных бредовых пунктов, которые они выдвинули после переговоров, озвучено украинскими представителями в Минске не было. К чему это и что это, непонятно.

— Повлияло ли это заявление на позицию представителей республики в Минске?

— Мы в очередной раз убедились, что нам нужно оставаться стойкими. Противопоставить нашей аргументации ничего вразумительного и адекватного Украина не может. Мы готовы к выполнению Минских соглашений, но не в одностороннем порядке, и сейчас ждем того же от Украины. Пока ждем.

— Сколько еще придется ждать?

— Покажет время. Судя по тенденции, которую мы сейчас наблюдаем, у Киева все плохо.