Автор блога Crimson Alter — для РИА Новости
Великобритания наконец-то узнала на личном опыте, что такое настоящее иностранное вмешательство в свою политическую систему. Правда, вмешательство пришло не из России (что соответствовало бы политическому нарративу британских СМИ), а прямо из США, хотя разразившийся из-за этого скандал действительно связан с нашей страной. Хиллари Клинтон жестко раскритиковала британского премьера Бориса Джонсона за нежелание публиковать до выборов секретный отчет о влиянии РФ на британскую политику и на референдум по выходу из Евросоюза.
Ситуация привела к парадоксальным с точки зрения логики и крайне обидным лично для Джонсона (который в самом начале своего премьерства обещал доказать Путину, что западный либерализм жив) последствиям. В пятницу британский премьер дошел до того, что был вынужден оправдывать Россию! Более того, местная пресса в пятницу и субботу устроила Джонсону форменный разнос за его слова о том, что "нет доказательств" вмешательства РФ в политику Соединенного Королевства.
Проблема в том, что незадачливому лидеру консерваторов теперь в жесткой форме предлагают определиться, кто врет — он, когда говорит, что доказательств российского вмешательства нет, или Тереза Мэй, в 2017 году (когда Джонсон был министром иностранных дел в ее правительстве) официально обвинившая Москву во вмешательстве в британский политический процесс.
Теперь у премьера нет выбора — в течение всей избирательной кампании он должен будет доказывать, что, несмотря на свою откровенную русофобию, токсичные высказывания в адрес Кремля и личное обещание Зеленскому "не допустить возвращения РФ в "Большую семерку", все-таки не является агентом России.
Судя по уже появившимся в The Times утечкам, суть обвинений в адрес партии Джонсона сводится к следующей схеме: консерваторы получали деньги (пожертвования) от британских бизнесменов, но это были не просто британские бизнесмены, а наши бывшие соотечественники, некоторые из которых скрылись в Лондоне от российского правосудия. По логике британских спецслужб, раз деньги партии Джонсона давали россияне, значит, таким образом РФ влияла на политику в Великобритании. Поскольку подозревать в клинической глупости сотрудников МИ-5 и МИ-6 было бы несерьезно, остается предположить, что они намеренно игнорируют другое объяснение: беглые российские бизнесмены в Лондоне действительно платили консерваторам, но не за то, чтобы они делали что-то хорошее для Москвы, а за "политическую крышу" для себя лично. Еще, возможно, некоторые из них платили за то, чтобы официальный Лондон как можно больше старался устроить "русский майдан", чтобы сбежавшим от правосудия бизнесменам и чиновникам можно было триумфально вернуться на родину в статусе победителей и новой "демократической власти". Более того: было бы неразумно думать, что МИ-5 и МИ-6 не воспользовались случаем для того, чтобы вступить со многими из беглых "бизнесменов" и "политических беженцев" в самые тесные деловые отношения еще на этапе их бегства в Великобританию. То есть сомневаться в лояльности короне этих спонсоров ведущей британской политической партии — не приходится.
Джонсона можно понять — он-то думал, что партия получает деньги от "проверенных людей", а тут его припирают за это к стенке и пытаются (вместе с партией) объявить чуть ли не агентами Путина. Поверит ли в это публика — вопрос открытый, тем более что упорные сторонники Brexit, вероятно, готовы проголосовать хоть лично за российского президента, только бы наконец-то выйти из Евросоюза. Независимо от того, чем закончится вся эта история, можно не переживать за британско-российские отношения: они уже настолько плохи, что хуже не будет. Но есть прекрасные перспективы в плане получения удовольствия от того, что некоторые "лондонские беженцы", которые надеялись радоваться жизни и политическому влиянию на альбионских берегах, остро почувствуют на себе хваленое британское "верховенство права". Которое на самом деле ничто по сравнению с британской политической целесообразностью.