В ноябре редакция Sputnik Кыргызстан выясняла, почему в Бишкеке ездят праворульные автомобили, зарегистрированные в 2019 году как леворульные. Напомним, что запрет на ввоз машин с правосторонним рулевым управлением ввели еще в 2015-м.
Государственная регистрационная служба провела проверку и пришла к выводу, что праворульные авто ввозят в страну с перекинутым на левую сторону рулем, а после регистрации и получения необходимых документов систему рулевого управления возвращают на место. ГРС задалась вопросом, каким образом "перекидыши" получают свидетельство о безопасности, если руль в них переоборудуют кустарным способом, а не на заводе-изготовителе.
Первый такой центр автомобильной диагностики появился в 2017 году, после вступления в силу новых правил регистрации машин из третьих стран.
Всего в республике действуют пять диагностических центров. Об этом рассказал глава Ассоциации центров технического осмотра транспортных средств Сатан Асылбеков. По его словам, четыре испытательные лаборатории находятся в Бишкеке, одна — в Оше. (В едином реестре испытательных лабораторий по техрегламентам мы обнаружили лишь три центра: в Бишкеке, Оше и селе Военно-Антоновка.)
Sputnik Кыргызстан решил выяснить, каким образом автомобили из-за рубежа проверяют на безопасность. Мы посетили одну из местных лабораторий и внимательно понаблюдали за ходом проверки.
Как проводится экспертиза
Они полностью сверяют транспорт с приложенными документами — таможенно-приходным ордером, VIN-кодом и другими. Чтобы не задерживать клиентов, экспертизу проводят сразу несколько специалистов. В автолаборатории пять постов. На первом транспорт осматривают, проверяя общую безопасность: блокировку, ремни безопасности, аптечку, огнетушитель, шины. На втором посту проверяется люфт рулевого управления, на третьем — выхлопная система. По техрегламенту машина должна соответствовать определенному экологическому классу, объяснил начальник испытательной лаборатории Замирбек Сатывалдиев.
"Из-за рубежа в Кыргызстан привозят относительно новые машины, которые автоматически соответствуют нужному экологическому классу", — сообщил он.
Выхлопную систему проверяют с помощью специального прибора — газоанализатора. На следующем посту специалисты обследуют фары, а на заключительном тестируют тормозную систему автомобиля — один из главных параметров его безопасности.
Сколько стоит экспертиза
Свидетельства выдают частные лаборатории. Как рассказал Сатывалдиев, стоимость экспертизы для легковых авто колеблется от 3 300 до 4 800 сомов. За проверку на безопасность платят как владельцы электромобилей, так и хозяева машин с бензиновым или дизельным двигателем.
"Чтобы пройти процедуру, необходимо заплатить 3 300 сомов. Однако многие не хотят ждать три дня — им удобнее доплатить и получить документ как можно скорее. В таком случае экспертиза будет стоить на тысячу сомов дороже. Кроме того, все иностранные документы должны быть переведены на русский и кыргызский языки. Мы заключили договор с переводческим агентством, поэтому желающие могут доплатить 500 сомов и не бегать по другим конторам", — отметил начальник лаборатории.
Обе услуги — срочное оформление и перевод документов — остаются на выбор клиента. При желании бишкекчане могут перевести документы в другом агентстве и подождать три дня, сэкономив 1 500 сомов.
По словам Сатывалдиева, в КР данная процедура стоит гораздо меньше, чем в других странах ЕАЭС, например, в Казахстане или России.
Что происходит с "перекидышами"
Машины с измененной системой рулевого управления тоже проверяют на соответствие требованиям техрегламента, сообщил Сатывалдиев.
"Праворульные автомобили действительно ввозят в Кыргызстан леворульными. В таком виде они растаможиваются, а после проходят у нас экспертизу. Мы смотрим по факту: если машина соответствует требованиям, выдаем свидетельство", — пояснил он.
Если эксперты обнаружат у "перекидыша" проблемы, лаборатория "назначит" повторный осмотр. По словам начальника лаборатории, диагностический центр нередко отправляет такие автомобили на устранение неполадок. При этом после экспертизы и выдачи документа лаборатория не несет ответственности за будущие "модификации" авто.
"Мы не отвечаем за машины в дальнейшем, в том числе за возможный перенос руля обратно на правую сторону. Получив свидетельство о безопасности, владельцы авто делают, что им захочется, запретить "возвращать" руль мы не вправе", — отметил Сатывалдиев.
Что, если машина "провалила" экспертизу?
Если эксперты лаборатории не признают автомобиль безопасным, они сообщат об этом владельцу и выдадут ему заключение, в котором будет указано, по каким параметрам машина не прошла экспертизу.
Как рассказал Сатывалдиев, часто кыргызстанцы устраняют неполадки заранее.
"В страну привозят много битых авто. Люди знают, что неисправная машина не получит свидетельство, поэтому сначала приводят ее в порядок и только потом приезжают к нам", — сообщил он.
Начальник лаборатории отметил, что отказывать в выдаче свидетельства приходится по разным причинам: чаще всего у автомобиля не работает мотор, имеются проблемы с кузовом, ремнями безопасности или тормозной системой.
Кстати, к 1 декабря текущего года в Кыргызстане было зарегистрировано 1,3 миллиона автомобилей.