Почему не выполнили обещания избирателям — интервью с лидером фракции РАЖ

Четыре года назад был избран шестой созыв Жогорку Кенеша — в парламент прошли шесть партий. Sputnik Кыргызстан решил напомнить лидерам фракций о предвыборных обещаниях. Какие из них и почему не выполнила РАЖ, рассказал Жыргалбек Турускулов.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В первом интервью из этого цикла лидер "Бир Бол" Алтынбек Сулайманов признал, что партия не выполнила большинство предвыборных обещаний.

Во фракции "Республика — Ата-Журт" 28 депутатов, сейчас они входят в коалицию большинства. Готовясь в 2015 году к выборам, партия дала народу 15 обещаний.

— Жыргалбек Куручбекович, сколько своих обещаний фракция выполнила за четыре года?

В Кыргызстане чаще всего декларации о доходах не сдают депутаты
— Начиная с 2015-го мы инициировали 15 законов. За эти годы во фракцию поступило более 14 тысяч обращений граждан, свыше 13 тысяч из них были отправлены на исполнение. Проведено 96 совещаний, в том числе 15 выездных (в регионах), на них принято 309 решений, реализация которых находится под постоянным контролем. Кроме того, члены фракции лично написали 51, а вместе с другими депутатами — более 180 законопроектов.

Из 15 инициированных нами законов подписаны уже 11. Другими словами, исполнено 75 процентов наших обещаний. В следующем году будем работать над оставшимися четырьмя законами. Кстати, исполнение некоторых тормозит отсутствие бюджетных средств.

— Лидеры некоторых фракций говорят, что из-за малого количества мандатов они не приняли участия в формировании правительства, поэтому не смогли выполнить свои обещания. Первые два года в парламенте "Республика — Ата-Журт" не входила в коалицию большинства. Как вы думаете, почему удалось добиться таких успехов?

— Я не согласен с коллегами. Мы действительно два года находились в оппозиции, но все равно инициировали законы и добивались их принятия. Самое главное, чтобы закон был нужен народу. К примеру, будучи в оппозиции, мы смогли провести законопроект о том, чтобы депутатов ЖК лишили личных водителей и одного помощника. Несмотря на сопротивление, документ был принят.

— А ведь говорили о сокращении числа не только депутатских помощников, но и чиновников...

— Правильно. В этом смысле мы хотели показать пример. К сожалению, работу правительства по сокращению штата чиновников можно назвать недостаточной. Вот сейчас проводится цифровизация. Думаю, благодаря ей сокращение должно быть еще большим.

Почему не выполнили обещания избирателям — интервью с лидером фракции РАЖ

— Но речь шла о сокращении высоких должностей, а не рядовых госслужащих. Если увольнять простых специалистов, не станет ли острее проблема безработицы и миграции?

— В процессе цифровизации каждое министерство должно указать свой штат сотрудников, провести анализ на предмет возможного сокращения и его эффективности. На государственной и муниципальной службе у нас работают 350 тысяч человек. Только на зарплаты для них уходит 70 миллиардов сомов. Средств на развитие не остается. Правительство должно задуматься над этим и провести решительные реформы. Население у нас небольшое, поэтому и правительство должно быть немногочисленным. 

— Одним из ваших предвыборных обещаний была ликвидация посреднических компаний в энергетике. Есть успехи в этом вопросе?

— Проект закона о возобновляемых источниках энергии был объемным. Я два года поработал в профильном комитете, там проблема обсуждалась несколько раз... Перед выборами мы говорили, что в стране можно построить 89 малых ГЭС, но пока это нереально — нет инвесторов. Один киловатт электроэнергии раньше стоил 5 сомов. Такие цены иностранных инвесторов не интересуют, а у местных компаний нет возможности вкладывать деньги. Благодаря предложенному нами закону сейчас киловатт энергии в месте производства стоит 3 сома 25 тыйынов.

Чем занимаются экс-министры Кыргызстана, ушедшие со скандалом
Теперь что касается посреднических фирм... В этом вопросе мы тоже провели работу. Скажем, завод "Макмал" эксплуатировала компания-посредник, которая не создавала никаких условий для потребителей. А теперь завод работает без посредников, напрямую. Сегодня тот, кто хочет заниматься посредничеством, может взять предприятие в отдаленном селе, без готовой инфраструктуры. Он обязуется создать там все условия и только потом заниматься посредничеством. Мы смогли добиться этого в энергетической отрасли.

— Ваша партия также говорила о проблеме узаконивания домостроений в новых жилмассивах...

— Эту проблему старался решить и парламент пятого созыва. Были узаконены около 400 тысяч домов, построенных до 2010 года. А для домов, возведенных на захваченных землях после 2010-го, пока действует мораторий. Этот вопрос находится в компетенции правительства. 

— Во время встреч с бишкекчанами представители вашей партии обещали установить видеонаблюдение возле подъездов всех жилых домов. На что вы опирались, давая такое обещание?

— Сейчас реализуется проект "Безопасный город", со временем видеонаблюдение должно появиться в каждом доме. В рамках этого проекта можно достичь поставленной цели. Сколько лет ушло на внедрение "Безопасного города"! И результат неплохой. Сейчас, например, в тех местах, где есть камеры, происшествий стало намного меньше. Я считаю, что в реализации такого крупного проекта есть заслуга каждого депутата и всего парламента. 

Почему не выполнили обещания избирателям — интервью с лидером фракции РАЖ

— В 2019 году вступили в силу новые кодексы, направленные на гуманизацию законодательства. Общественность до сих пор обсуждает допущенные в них ошибки. Считаете ли вы, что фракция "Республика — Ата-Журт" тоже несет моральную ответственность за это?

Депутаты Икрамов и Байпакбаев чуть не подрались из-за вопроса о смоге. Видео
— Кодексы действительно были приняты в спешном порядке и вызвали много вопросов. Есть пункты, с которыми члены РАЖ были не согласны, однако их приняли большинством голосов. Основа большинства законов правильная, но при реализации стало очевидно, что они недоработаны. Конечно, ответственность за это лежит на всем парламенте. По моему личному мнению, некоторые законы нельзя было гуманизировать. Например, мы не должны были рассматривать поправки, касающиеся смягчения наказания за педофилию... Но законы не могут быть сразу написаны на 100 процентов правильно. Их надо применить на практике, чтобы понять, что требуется изменить и дополнить.

— Помнится, вы говорили о беспрепятственном пересечении кыргызско-узбекской границы и о превращении Оша в культурный центр страны...

— Мы внесли предложение сделать Ош культурным центром, но заниматься этим должно правительство. А что касается границ, то после избрания Сооронбая Жээнбекова президентом данный вопрос решается. В тот же Узбекистан сегодня можно въехать беспрепятственно, как и выехать из него.

— Этот вопрос ведь решился по инициативе узбекской стороны?

— Он решился в ходе переговоров глав двух государств, потому что наша внутренняя и внешняя политика соответствует времени.

— В период выборов ваша партия не оставляла без внимания и развитие приграничных сел, строительство дорог. Какая работа проведена в этом направлении?

— Самая проблемная из приграничных территорий — Баткенская область. Для решения проблем строятся обходные дороги. Мы ставим перед правительством требования, оно обещает выполнить их до марта следующего года. 

Почему не выполнили обещания избирателям — интервью с лидером фракции РАЖ

— В связи с высоким уровнем миграции вы также давали обещание о введении двойного гражданства. Согласно нынешним законам, допускается получение кыргызстанцами гражданства других стран, кроме соседних четырех (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Китай. — Ред.). Однако не все государства признают такую возможность. На встречах с мигрантами вы обещали решить вопрос.

— Мы передавали в правительство свои предложения по этому поводу. Но правоохранительные органы заключили противоположные соглашения, и инициатива не прошла.

— Другое популярное обещание перед выборами — обеспечение справедливой работы судебной системы. К сожалению, видимых результатов пока нет. Как вы думаете, в чем причина?

— В республике идет работа над оптимизацией судебной системы, и уже есть определенные сдвиги. Хотя пока, конечно, рано говорить, что суды стали справедливыми. У нас есть все для того, чтобы служители Фемиды были независимыми, законы дают им такую возможность. Остальное зависит от личных качеств судей.

— Наше общество сильно политизировано. Вы говорили, что будете учить народ трудолюбию…

— Да, кыргызстанцы очень политизированы, а причиной всему безработица. Поэтому мы приняли закон об освобождении от уплаты налогов на имущество и землю от пяти до десяти лет. В результате повсеместно наблюдается развитие малого бизнеса.

— Будет ли тандем "Республика — Ата-Журт" участвовать в выборах 2020 года?

— "Республика — Ата-Журт" — это разовый проект. Тандем достиг своей цели, и я могу сказать, что нет смысла дальше работать в таком формате. Поэтому соответствующие переговоры не ведутся. А о самостоятельном участии "Республики" в выборах пока ничего неизвестно. Может, и не будем участвовать.