Бишкек уже не первую зиму окутывает смог. Установлено, что предельно допустимая концентрация вредных веществ в зимнее время обычно превышает норму. Из всех городов Кыргызстана самая сложная ситуация именно в столице.
Азиз Суракматов дал агентству Sputnik Кыргызстан небольшой комментарий о ситуации.
— Так в чем причина смога? Эксперты говорят о разных источниках загрязнения воздуха.
Например, Европа уже отказалась от угля, где-то даже затопили водой шахты, чтобы перейти точку невозврата. Все объекты отопления переведены на газ и электричество. Мы будем стремиться к этому.
— Думаете, угольное лобби позволит это сделать?
— К поставщикам угля нет вопросов, так как это их бизнес. Угольное лобби всегда было и есть. Но государство должно еще и заботиться об экологии и о природе. Надо выбирать, что важнее — прибыль либо экология и здоровье.
— Многие считают, что причина смога — автомобили.
— Автомобили составляют 20-25 процентов смога в Бишкеке. Их количество зимой и летом одно и то же, оно не меняется. Думаю, зимой их становится даже меньше, так как многие боятся ездить из-за гололеда. Но все же, чтобы уменьшить количество вредных выхлопов из авто, необходимо ставить фильтры и катализаторы, особенно на старые машины.
— Чем чище экология, тем лучше здоровье людей. Какие гарантии и перспективы у горожан?
Пока мы не решим озвученные проблемы, будем страдать от смога каждую зиму, потому что это физический процесс: на поверхности воздух холоднее, чем сверху, поэтому атмосфера не очищается. Экологи называют это "температурной инверсией".
Многие города сталкивались с этим, например Лондон в середине прошлого века. Надо изучать опыт и искать эффективное решение. Мы просим горожан помочь в этом: переходить с печного отопления на другие виды обогрева, делать автомобили экологичнее. Да, это может быть дороже, но расплачиваться здоровьем своим и своих детей гораздо хуже.
— Какие меры принимаются по улучшению экологической ситуации в столице?
— Наш президент ставит задачу улучшить экологию в Бишкеке. Мы готовим программу и предложения. Некоторые критикуют нас, что мы якобы бездействуем. Но мы ведь сами заинтересованы дышать чистым воздухом. В этом городе будут жить наши потомки. Не хочется передавать им эти проблемы.
В жилмассивах и старых районах столицы необходимо переводить отопление на газ или электричество. Надо устанавливать новые трансформаторные подстанции и увеличивать мощности действующих сетей. В перспективе самый благополучный для экологии вариант — это переход на электромобили.
Надеюсь, что мы это все понимаем и рано или поздно начнем двигаться в правильном направлении совместно с правительством.