Пресс-центр

Чиновник ГАООСЛХ поспорил с депутатом ЖК о снежных барсах, спустившихся с гор

Народный избранник и представитель ГАООСЛХ не сошлись по нескольким вопросам. Один из них касался ситуации со снежными барсами, другой был связан с финансовой стороной законопроекта о моратории на отстрел редких животных.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БИШКЕК, 22 янв — Sputnik. Инициатор законопроекта о введении моратория на отстрел редких видов животных депутат Жогорку Кенеша Экмат Байбакпаев и представитель Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства (ГАООСЛХ) Алмаз Мусаев поспорили о двух снежных барсах, спустившихся к людям в начале этого года, и о моратории на отстрел редких животных. Они выступали в рамках круглого стола на тему "На грани вымирания: поможет ли мораторий на отстрел защитить животных?" в мультимедийном пресс-центре Sputnik Кыргызстан.

Напомним, что в начале года внимание кыргызстанцев было приковано к двум снежным барсам, спустившимся к людям в разных областях республики. Один из них был ранен из дробовика и найден на дереве, другой, ослабший, попытался напасть на жеребенка.

Байбакпаев заявил, что причиной послужила скудная кормовая база.

"Мы обращаем мало внимания на причины: что заставило хищников спуститься с гор? У них не осталось выбора, ведь мы разрешаем отстреливать их кормовую базу. С одной стороны, создаем международные институты, просим помощи у доноров, отмечаем День барса. С другой — лишаем их корма, отклоняя мораторий на отстрел животных. Пусть туристы приезжают к нам с фотоаппаратами, а не с ружьями", — поделился он мнением.

Нардеп отметил, что тему защиты экосистемы ему подсказал известный эколог Эмиль Шукуров.

"Человек своими действиями наносит экосистеме непоправимый вред. Не побоюсь этого слова, великий ученый Эмиль Шукуров говорил о разрушении экосистемы человеком. Именно благодаря ему я поднял эту тему. В 70-х годах в Кыргызстане насчитывалось около 1,5 тысячи барсов, сейчас же их осталось 200-300", — рассказал нардеп.

По его словам, барсы все чаще будут спускаться, пока власти тянут вопрос о моратории.

"Самообман не приведет ни к чему хорошему: мы потеряем не только снежного барса, но и остальные природные богатства, которые у нас есть", — заключил он.

Почему барсы спускаются к людям — беседа о редких животных Кыргызстана
Директор Департамента сохранения биоразнообразия и особо охраняемых природных территорий ГАООСЛХ Алмаз Мусаев выразил иную позицию насчет высказанного Байбакпаевым. По его мнению, барсы спустились с гор по другим причинам.

"Один из барсов — пожилая самка. Она прожила в естественной среде 13 лет, что уже хороший показатель. Животное спустилось к людям, потому что не смогло поймать добычу. Для сравнения: даже в зоопарках барсы не живут больше 21 года. Что касается второго барса, то, как мы помним, его подстрелили из дробовика. Это оружие предназначено для охоты на пернатых, кто будет охотиться с ним на барсов? Скорее всего, выстрел произошел машинально. Впрочем, окончательно этот вопрос предстоит решить правоохранительным органам", — объяснил Мусаев.

Он отметил, что за последние три года численность барсов увеличилась: с 254 голов в 2017 году до 330 в 2019-м. Мусаев призвал не спешить с выводами и о численности редких копытных.

"В 2017 году в Кыргызстане насчитывалось 12 тысяч голов горного барана, в 2019-м — 14 тысяч. Конечно, в расчетах могут быть погрешности, связанные с охватом территории", — добавил он.

Мусаев прокомментировал и ситуацию вокруг моратория на отстрел диких животных. Он заявил, что соответствующий законопроект признали преждевременным.

Для лечения раненого снежного барса открыли специальный счет
"Законопроект проходил согласование с разными министерствами, которые выразили особое мнение. В частности, один из важных моментов касался возмещения упущенной выгоды охотничьим хозяйствам. Мы обратились в Минфин насчет выделения дополнительных средств и получили отказ. Как вы помните, если в законопроекте не указан источник финансирования, правительство вправе отказать в его принятии", — объяснил представитель ГАООСЛХ.

На это Байбакпаев заявил, что необходимая сумма не столь велика, как ее рисуют в госорганах.

"Давайте рассматривать положение с правильной стороны. Мы говорим о сумме, необходимой на 10 лет моратория, в то время как в год нужно выделить более скромные средства, а именно — 41 миллион сомов. Если страна не может найти эту сумму на сохранение окружающей среды, то это вызывает вопросы", — сказал он.

Кстати, вице-спикер Жогорку Кенеша также прокомментировал финансовую сторону вопроса о моратории на отстрел редких животных. По его мнению, после его принятия охраняемые охотхозяйства останутся бесхозными.