Закон, предполагающий уход от "мобильного рабства", был принят в 2015 году. Его поддержали и Госкомсвязи, и сами мобильные операторы, но практической реализации документ так и не нашел, а в сентябре прошлого года его предложили отозвать. Мы попросили инициаторов отмены закона прокомментировать это решение.
По словам главы Госкомитета информационных технологий и связи Дастана Догоева, в момент принятия закона рынок сотовых операторов не был сбалансирован и отмена "мобильного рабства" могла существенно облегчить жизнь граждан.
"Для реализации этой инициативы нужно было создать единый аппаратно-технический комплекс, который обеспечивал бы переход от одного оператора к другому. Эту функцию должно было взять на себя государство. Мобильные операторы в свою очередь должны были обзавестись оборудованием для подключения к комплексу. По нашим подсчетам, только государство потратило бы на это около 40 миллионов сомов", — сообщил Догоев.
Однако за пять лет рынок сотовой связи сильно изменился. Сейчас ею охвачена вся страна, а абоненты "равномерно распределены" между тремя крупнейшими операторами. Таким образом, потребность в данной услуге отпала.
Директор по правовым вопросам и взаимодействию с госорганами одного из сотовых операторов Галина Кучерявая рассказала, что после принятия нормы об отмене "мобильного рабства" в 2015 году некоторые компании обзавелись частью необходимого оборудования, но к настоящему времени эта техника устарела и, если норму не отменят, снова потребуются большие финансовые вложения.
"В прошлом году была создана специальная рабочая группа, в которую вошли представители Госкомсвязи и мобильных операторов. Мы проанализировали ситуацию и поняли, что эта услуга оказалась бы достаточно капиталоемкой, а положительный эффект от ее внедрения не был бы достаточно высок", — отметила Кучерявая.
Кроме того, по словам специалиста, большинство кыргызстанцев не сильно "привязаны" к одному номеру.
"Наверное, у каждого из нас есть друзья, в контактах которых записано по три-пять номеров, и приходится прозванивать каждый, чтобы в итоге найти актуальный", — добавила Кучерявая.
Стороны сошлись во мнении, что, если норму о "переносе номеров" не отзовут, а государство и мобильные операторы потратятся на разработку программ и покупку нужного оборудования, велика вероятность, что расплачиваться за нововведение будут сами абоненты.