Минувшей осенью авторынок КР пережил настоящий бум: на фоне всеобщего ажиотажа многие автолюбители планировали обновить машину до вступления в силу новых ставок таможенных пошлин. 31 декабря республике предстояло проститься с льготными тарифами на ввоз авто из государств, не входящих в состав Евразийского экономического союза.
До поры до времени у кыргызстанцев сохранялась надежда, что период дешевой растаможки продлят, однако этого не произошло: в конце ноября стало известно, что в 2020-м ставки на ввоз авто из стран вне ЕАЭС изменятся.
Корреспондент Sputnik Кыргызстан поговорил со специалистами, которые занимаются торговлей автомобилями, и попытался выяснить, как новые правила изменили положение дел на авторынке республики.
Авто с пробегом подорожали?
Кыргызстанцы готовились не просто к повышению, а к взлету таможенных ставок, что и отразилось на ценах в прошлом году, объяснил руководитель одного из столичных автосалонов, пожелавший остаться анонимным. Он продает машины с пробегом из разных стран — как входящих в ЕАЭС, так и других.
"Некоторые продавцы искусственно подняли цены прошлой осенью, закупив много авто: дескать, растаможка подорожает и машины тоже. Однако вопрос со ставками оказался не так однозначен. В январе цены не взлетели и не рухнули", — сказал предприниматель.
По его словам, самыми ходовыми в Кыргызстане являются Toyota, Lexus, Mercedes и BMW — как новые, так и старые.
Директор компании Autotrade.kg Асат Нурматов тоже заявил, что январь остается "рынком прошлогодних цен".
"Стоимость только начинает постепенно снижаться. До осеннего ажиотажа рынку далеко. Первые заказы по новой растаможке начнут прибывать в Кыргызстан с февраля. Сейчас люди ждут, прицениваются, смотрят друг на друга... Тем более что в новых расчетах таможенных ставок разберется далеко не каждый человек, а некоторые вопросы по тарифам остаются открытыми: например, какие ставки предназначены для электрокаров", — отметил Нурматов.
Напомним, что гражданам предложили два пути: один позволяет относительно выгодно ввезти в КР свежую машину не старше семи лет. Правда, чтобы воспользоваться таким вариантом, придется предоставить таможенникам некоторые документы. Можно выбрать и упрощенный вариант, но растаможка в этом случае обойдется дороже.
"Приведу пример. По новой тарифной сетке Toyota Camry 55 2015 года выпуска доставят на заказ за 12-13 тысяч долларов. В прошлом году то же авто привозили примерно по такой же цене, но с расчетом на перепродажу: по этой причине на рынке за него просят 16 тысяч долларов", — объяснил он.
Нурматов добавил, что теперь предприниматели начнут ввозить больше "молодых" машин.
"Да, растаможка подорожала, но это вовсе не конец для рынка. Людям становится невыгодно пригонять в Кыргызстан старые автомобили: сильно поднялись ставки на машины 2008–2009 годов выпуска. Однако у кыргызстанцев еще есть возможность привозить в страну авто от 2014 года и моложе", — заключил бизнесмен.
Директор компании AutoExport Максим Беришев придерживается другого мнения.
"Если вы хотите растаможить авто более дешевым способом, то вам предстоит доказать, что оно было куплено именно за эти деньги. Заранее неизвестно, примет ли таможня документы. Можно надеяться на один вариант, а в итоге "попасть" на другой", — подчеркнул он.
Не следует забывать и о специфике местного авторынка. Как отметил предприниматель, машины младше 2014 года пользуются у кыргызстанцев меньшим спросом и составляют лишь небольшую часть авто, импортируемых в страну.
"Спрос на свежие автомобили имеется, но его нельзя сравнить со спросом на более старые, ведь они дешевле, а значит, и более популярны. В 2019 году из США привозили машины, возраст которых составлял 10-11 лет: львиная доля пришлась на Toyota 4Runner, Toyota Sequoia, Lexus RX 310, Toyota Highlander — эти авто пользовались наибольшим спросом", — рассказал Беришев.
А что с ценами на новые машины?
Завершение льготного периода отразилось на официальных импортерах зарубежных марок. Новые правила коснулись автосалонов напрямую, говорит руководитель отдела продаж автоцентра "Эстокада" — официального импортера BMW в Кыргызстане Нурсултан Даиров. Однако, по его словам, большую партию машин завезли в салон еще до Нового года, поэтому полная картина явится кыргызстанским автолюбителям весной.
"Первые машины с растаможкой по тарифам 2020 года прибудут в Кыргызстан только в мае. Ожидается, что в среднем автомобили подорожают на 7 процентов. В любом случае клиенты, которые имеют возможность взять машину без пробега, воспользуются ею, несмотря на рост цен", — заявил Даиров.
"Спрос есть, но не такой впечатляющий, как летом. Однако, если сравнить нынешний январь с предыдущими, то активность клиентов не изменилась", — сообщил представитель автоцентра.
Общая тенденция подорожания не отразилась на машинах, которые собирают в России, отмечает менеджер отдела продаж Toyota-центра Александр Калинин.
"Автомобили, собираемые в РФ, сохранили стоимость. К примеру, минимальная комплектация "народной" Toyota Camry без пробега обойдется примерно в 25 тысяч долларов. Остальной модельный ряд (скажем, Land Cruiser, Hilux) подорожал. Если Land Cruiser 200 в самой популярной комплектации в декабре стоил около 90 тысяч долларов, то сейчас по предзаказу он обойдется в 92 тысячи", — объяснил Калинин.
По его словам, большинство кыргызстанцев закупились автомобилями в прошлом году.
"Многие даже залезли в долги, чтобы успеть приобрести авто до нового года. Это не могло не отразиться на спросе: по сравнению с концом 2019-го поток клиентов в начале 2020-го сократился. Большую часть машин, которую мы успели ввезти до конца прошлого года, уже распродали", — рассказал специалист.
Чего нам ждать от авторынка в 2020-м — прогноз
В начале весны автомобильный рынок вернется в свое обычное состояние, считает Калинин: кыргызстанцы продолжат покупать как новые машины, так и авто с пробегом.
"Мы ожидаем, что к концу весны у салона станет больше клиентов — к этому времени часть автомобилей, ввезенных в Кыргызстан во время льготного периода, допродается. При этом стране все еще не хватает машин в среднем ценовом сегменте — от 4,5 до 7 тысяч долларов", — подчеркнул он.
Автолюбителям, желающим пригнать машину из России по выгодной цене, стоит задуматься о покупке уже сейчас, уверен менеджер компании Silk Road Auto Дмитрий Жаданов.
"Ценник на российские авто привлекает кыргызстанцев, потому что машины из РФ можно привезти ниже рыночной цены. Выбора на этом рынке достаточно, будь то люксовые автомобили или машины среднего класса. Если вы хотите пригнать авто из России, то сейчас самое время, пока они не подорожали", — посоветовал специалист.
"Рынок Кыргызстана невелик, и даже небольшие факторы могут ощутимо его изменить. Я думаю, цены на машины среднего сегмента останутся на том же уровне, что и сейчас. Возможно, вырастет стоимость Lexus GX и Toyota 4Runner", — добавил он.
Асат Нурматов поделился другим прогнозом. По его мнению, скорее всего автомобили начнут постепенно дешеветь в начале февраля. Падение цен произойдет на фоне перенасыщенности рынка.
"Предприниматели планировали перепродать заранее купленные машины в январе, однако все пошло не совсем по этому плану: к примеру, растаможка "свежих" авто подорожала не так сильно, как многие ожидали. Смею предположить, что цены на машины, ввезенные в прошлом году, будут снижаться, так как они не смогут конкурировать с только что пригнанными автомобилями: все-таки простой на рынке мало кому выгоден", — пояснил Нурматов.
Аналогичного мнения придерживается и руководитель автосалона, пожелавший не называть своего имени.
Специалист напомнил, что похожая ситуация сложилась на авторынке несколько лет назад, когда цены на дорогие машины буквально рухнули, после чего стоимость автомобилей в Кыргызстане "устаканилась".
Кстати, недавно мы выяснили, из каких стран чаще всего импортируют машины в КР. Любопытный рейтинг смотрите в инфографике.