В ближайшей перспективе в состав объединенной российской военной базы "Кант" будут введены подразделения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Следующим этапом станет размещение средств противовоздушной обороны (ПВО). Об этом сообщил заместитель министра обороны Николай Панков, комментируя в Госдуме протокол о статусе и об условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Кыргызстана.
Стремительное развитие технологий, стратегии и тактики боевого применения разведывательно-ударных БПЛА — общемировая тенденция, которая диктует необходимость укрепления противовоздушной обороны (даже если потенциальный противник находится на значительном удалении). Увеличение площади авиабазы "Кант" на 60 гектаров также связано с расширением боевых возможностей и развитием системы безопасности. Ранее на антитеррористических учениях объединенной группировки войск РФ и КР уже использовались беспилотники "Форпост", "Орлан", "Тахион".
Стратегическое значение
Расположенная в 600 километрах от неспокойной афганской границы, объединенная авиабаза "Кант" является основой долгосрочного оборонного сотрудничества Москвы и Бишкека (срок аренды — до 2058 года), обеспечивает экономическую и военную безопасность России, Кыргызстана и других государств Центральноазиатского региона. Сопоставимые по значимости российские военные базы есть только в Армении и Таджикистане, где объектовые системы ПВО появились ранее.
Сегодня боевики "Исламского государства"* массово перемещаются из Сирии в северные провинции Афганистана. Что будет завтра, прогнозировать сложно, но надо быть готовым и к гипотетическому вторжению террористических группировок в страны Центральной Азии, которое может сопровождаться беспилотными атаками дронов-камикадзе на военные базы, включая "Кант".
Беспилотники противника способны нести и оружие массового поражения (химическое, биологическое). Минобороны РФ стремится упредить опасное развитие событий. Вполне вероятно, что дальние рубежи российской авиабазы в Кыргызстане прикроют зенитно-ракетные комплексы С-300, а ближнюю зону безопасности обеспечат многократно проверенные ЗРПК "Панцирь-С1".
Российские комплексы ПВО вскоре получат ракету, предназначенную для уничтожения малоразмерных дронов в ближней зоне (до 5 километров). Для сравнения: недавно командование ВВС США представило большим достижением уничтожение миниатюрного беспилотника истребителем F-16 с расстояния 300 метров.
Коллективная безопасность
С другой стороны, российские БПЛА в Сирии прекрасно зарекомендовали себя как средство разведки, коррекции огня и высокоточных ударов по позициям противника. На дальности до 100 километров от оператора беспилотники "Орлан-10" нередко применялись "роем": один аппарат вел визуальную разведку на высоте около 1000 метров, второй — подавлял средства связи противника, третий — транслировал информацию на базу с высоты около 5000 метров, ударный БПЛА в ходе атаки уничтожал объекты с помощью авиабомб или управляемых ракет. Видеокамеры фиксировали уничтожение цели. Наиболее совершенная модификация "Орлана" позволяет вести не только визуальную разведку (на борту — 12 камер высокого разрешения), но и определять точные координаты целей по излучению сотовых телефонов и радиоустройств (радиотехническая разведка).
Ранее созданный на российской военной базе в Таджикистане батальон беспилотной авиации включает роты малой и ближней дальности (до 30 километров), вооруженные комплексами "Леер-3" (радио-электронная борьба), "Гранат", "Элерон", "Тахион" и отряд аппаратов "Форпост-М" большой дальности (до 250 километров). Вероятно, группировка БПЛА на объединенной авиабазе "Кант" в Кыргызстане будет иметь аналогичную структуру. Сегодня здесь базируются самолеты-штурмовики Су-25СМ и вертолеты Ми-8МТВ.
Следует заметить, что развитием отдельных беспилотных группировок и объектовой ПВО коллективная (региональная) безопасность не ограничивается. Сегодня в составе сил и средств объединенной системы ПВО СНГ — около 20 авиационных частей, 50 частей зенитных ракетных и радиотехнических войск, 10 бригад ПВО. Продолжается формирование и совершенствование этой глобальной системы, согласованы концептуальные основы военного сотрудничества до 2025 года.
* Террористическая организация, запрещенная в Кыргызстане, России и ряде других стран.