После прыжка с 27 метров шла горлом кровь — беседа с каскадером из КР

Почему в Кыргызстан не приезжают голливудские режиссеры, зачем в воздухе нужен водолазный костюм и как подготовить лошадь к прыжку в бездну, рассказал известный каскадер.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Султанбек Дикамбаев посвятил почти всю свою жизнь кинематографу. Впервые он встал перед камерой в 7 лет, участвовал в съемках более 50 фильмов, путешествовал по миру и до сих пор занимается любимым делом. В 61 год мужчина продолжает выполнять опасные трюки наравне с молодежью.

Корреспондент Sputnik побеседовал с президентом Гильдии каскадеров Кыргызстана о творчестве, профессии каскадера и об отечественном кино.

— Как вы стали каскадером?

— Когда мне было семь лет, я поехал в лагерь на Иссык-Куле. Киношники искали там ребят для съемок и выбрали меня. Моя первая роль была очень простой — я вел под руку девочку своего возраста, а потом скакал на лошади по берегу озера. Помню, что очень стеснялся...

Был застрелен в своем доме — 8 фактов об Усене Кудайбергенове
Позже, в 1976 году, я участвовал в съемках фильма "Емельян Пугачев". Тогда я занимался спортом, но не знал, что есть такая профессия — каскадер. Даже мастерам спорта и чемпионам мира непросто найти свое место в ней. Сначала я работал с Усеном Кудайбергеновым и его братом Сатаром — многому у них учился. В этом деле надо начинать с азов: ухаживать за лошадьми, внимательно наблюдать, как выполняют трюки другие, пытаться самому. В конце концов после жесткого отбора останутся только два-три человека...

— Вы в профессии уже более сорока лет. А возникало желание все бросить и заняться другим делом?

— У меня было много возможностей сменить профессию. Например, в 1990-х пришлось очень трудно, многие кинематографисты остались без работы, ушли из профессии. Но были и те, кто закладывал машины и дома, чтобы снимать кино.

Если любишь свою работу, чувствуешь в себе силы, зачем все менять? Я сейчас востребован не только в Кыргызстане, но и за рубежом. Работал в десятках стран и продолжаю работать. Скоро опять поеду в Россию — пригласили на съемки нового фильма. К тому же надо передавать опыт молодым, поэтому уходить никуда не собираюсь. 

После прыжка с 27 метров шла горлом кровь — беседа с каскадером из КР

— Вы исполнили сложнейший трюк — прыжок на лошади с 27-метровой высоты...

— Это было на реке Вахш в Таджикистане. Если честно, мы тогда не измеряли высоту, по-моему, там было даже 35-37 метров. Я готовил лошадь к этому трюку задолго до прыжка. Многие думают, что, если лошадь пришпорить, она сама прыгнет туда, куда ее направишь. На самом деле это не так. Неподготовленный конь может резко остановиться на полном скаку, и тогда ты сам упадешь.

Эти дни в Саудовской Аравии стали для меня адом — история кыргызстанки
Подобный трюк ранее исполнил Усен Кудайбергенов в фильме "Юность гения". Прыгнув с высоты 27 метров, он получил серьезные травмы. Я же прыгал в водолазном костюме (гидрокостюм), но все равно было очень трудно. Когда я выбрался из воды, у меня пошла горлом кровь, были сломаны ребра и повреждена печень, к тому же я получил сотрясение мозга. Кстати, с лошадью ничего страшного не случилось. Чтобы восстановить здоровье, мне пришлось лечиться два года.

В 2013 году я повторил трюк на съемках фильма "Курманджан датка" — вместе с конем прыгнул с 22-метровой высоты. Молодые ребята хотели прыгать сами, но я не позволил. Здесь нужна серьезная подготовка, иначе можно стать инвалидом. 

После прыжка с 27 метров шла горлом кровь — беседа с каскадером из КР

— У вас было много травм?

— В молодости все кажется игрой и по глупости часто не используешь средства защиты. В 25 лет я получил серьезный перелом ноги на съемках в Таджикистане. В Марокко во время выполнения одного трюка лошадь сильно лягнула меня в локоть — кость сломалась и вылезла через кожу. Хорошо, что это был последний день проекта, и мы после нескольких дней отдыха должны были вернуться в Кыргызстан. Операцию провели там же.

Кстати, чтобы снизить травмоопасность, мы часто используем в работе самодельные приспособления. Например, в Казахстане я прыгал со взлетающего самолета. Одежда превратилась в клочья, а надетый под нее гидрокостюм уцелел.

— Как относятся к вашей работе близкие?

— Они давно привыкли. Супруга знала обо всем еще до того, как вышла за меня замуж, а дети росли, воспринимая мою профессию как должное. Конечно, такая работа без травм не обходится, но ведь и спортсмены получают травмы. Тут не угадаешь... Главное — тщательно подготовиться к трюку и все продумать заранее. 

После прыжка с 27 метров шла горлом кровь — беседа с каскадером из КР

— Что самое сложное в этой работе?

— Не трюки (смеется). Недавно из Китая поступило предложение поучаствовать в съемках фильма, но я полгода не мог получить визу. Честно скажу — измучился. Было бы неплохо, если бы государство оказало нам поддержку в этом вопросе, выдав служебные паспорта, ведь мы много работаем за границей.

— Вы сотрудничаете с коллегами из разных стран. Что можете сказать об их подготовке?

— В Узбекистане и Таджикистане каскадеров очень мало. Сегодня мы часто работаем с россиянами, вот у них хватает высококлассных профи. Кыргызстанские и казахстанские специалисты известны всему миру благодаря трюкам на лошадях. В этом деле мы пока впереди многих.

Российские кинематографисты часто спрашивают, можно ли провести съемки в Кыргызстане: им нравятся наша природа, разные виды ландшафта. Но, к сожалению, в сфере организации съемок мы сильно отстаем от тех же Казахстана и России. Если бы развивали соответствующую инфраструктуру, в съемках могли бы участвовать десятки и даже сотни местных жителей, при этом можно было бы продавать кинематографистам отечественную продукцию и неплохо зарабатывать. 

После прыжка с 27 метров шла горлом кровь — беседа с каскадером из КР

— Что для этого нужно?

— Однажды к нам приехал актер мирового уровня, а из-за отсутствия на Иссык-Куле соответствующей этому уровню гостиницы приходилось каждый вечер возить его в Бишкек и утром доставлять на съемочную площадку. Вывод — нужны отели, хорошая техника, специалисты...

Как деятели кино ездили на лошадях в центре Бишкека — фото 2001 года
Например, голливудским кинематографистам дешевле снимать фильмы за границей, чем в США где большие налоги. Думаю, нам необходимо принять закон о кино. Такой приняли, например, в Болгарии, и сейчас на этом успешно зарабатывают. Кинематографисты там освобождены от налогов, а из-за дешевизны услуг многие ринулись в эту страну снимать фильмы. Малайзия тоже зарабатывает большие деньги в данной сфере.

Благодаря таким съемкам о Кыргызстане начали бы узнавать во всем мире, и это стало бы толчком для развития туристической отрасли. Да и уровень наших кинематографистов значительно вырос бы благодаря работе с известными режиссерами и продюсерами.