Корреспонденты Sputnik "оккупировали" столичную библиотеку, чтобы выяснить, чем жила республика последнюю сотню лет. О чем писали журналисты в разные годы 24 февраля, читайте в новом выпуске рубрики "История одного дня из жизни Кыргызстана".
При подготовке материала использованы архивы газет "Советская Киргизия" и "Вечерний Бишкек", а также данные информагентств. Редакция Sputnik Кыргызстан благодарит за содействие коллектив Национальной библиотеки КР.
1936. В Оше продавцы не успевают отмерять ситец и шелк, взвешивать конфеты, сахар и рыбу: у прилавков толпятся десятки колхозников. Причиной ажиотажа стали высокие доходы в местных колхозах: многие трудящиеся за один рабочий день заработали свыше 4 рублей! Получив деньги на руки, они решили приобрести необходимое для дома и стола.
1942. В поселке Сулюкта открыли интернат для школьников, чьи отцы ушли на фронт. Под учреждение отвели две светлые и полностью обставленные комнаты. За здоровьем ребят наблюдали квалифицированные специалисты. При интернате организовали сразу несколько кружков, в том числе музыкальный и физкультурный.
1944. В Нарын прибыл Герой Советского Союза, участник ВОВ Даир Асанов. Местные трудящиеся торжественно встретили именитого земляка. Асанов рассказал, что мысли о родине не позволяли ему сдаваться в самых жестоких боях. "Имя Сталина вдохновляет нас на героические подвиги во имя победы над заклятым врагом. С его именем я шел в бой с фашистами. Далеко за пределами солнечной Киргизии я защищал свой дом, свой кыштак, свою родину", — цитировала слова артиллериста газета.
1957. Токмакского шофера приговорили к расстрелу за убийство коллеги. Подробности жестокого преступления описали в "Советской Киргизии": "Шоферы токмакской автобазы работали на одной машине. Уже при первой встрече один из них повел себя недружелюбно, далее их отношения только ухудшались. Между водителями часто возникали ссоры, одна из них стала роковой... Потеряв рассудок от алкоголя, шофер зверски расправился с напарником". Суд не стал смягчать приговор и назначил убийце высшую меру наказания.
1973. Жителей Киргизии поразил поступок иссык-кульского повара. В морозный зимний вечер на обледенелом спуске у села Большой Джергалчак молодой водитель самосвала не справился с управлением и упал с обрыва в озеро Иссык-Куль. Кроме шофера, в кабине ехал чабан с женой и двумя детьми. К счастью, поблизости оказался повар местной столовой: он, не задумываясь, бросился в ледяную воду, чтобы вытащить утопающих. Благодаря отваге парня все четверо были спасены.
1985. Фрунзенское бюро путешествий и экскурсий предлагало жителям и гостям столицы путевки в Одессу, Сочи, Ялту, Москву, Адлер, Минск и Киев. В стоимость тура входили проезд в оба конца, проживание, питание, экскурсии, обслуживание. В среднем путевка обходилась фрунзенцам в 220-299 рублей.
1993. Государственный комитет охраны природы предложил правительству разработать программу сохранения и восстановления лесов республики. С 1930 года по тогдашний момент площадь легких планеты ощутимо сократилась, пастбища деградировали, оползни участились — все это было следствием уничтожения лесов.
1997. В столичной газете рассказали о поступке влюбленного бишкекчанина. На рекламном щите неподалеку от пересечения улиц Московской и Советской появилось признание: "Элема, я тебя люблю!". Баннер располагался рядом с рекламой коммерческого банка и явно обошелся мужчине не в одну сотню долларов.
2005. Несмотря на дороговизну удовольствия, число пользователей интернета в Кыргызстане превысило 410 тысяч. Через десять лет Всемирной паутиной будут пользоваться без малого 3 миллиона кыргызстанцев.
2009. Ученые Национальной академии наук поделились тревожными прогнозами на предстоящий год: по их мнению, при аномально влажной погоде в республике могут активизироваться до 500 оползней, при том что обычно их количество не превышает нескольких десятков. Всего с момента обретения независимости жертвами оползней, селя и лавин стали около 200 человек.
2016. Самолет, купленный для Курманбека Бакиева, продали на аукционе за 3,1 миллиона долларов. Лайнер приобрели в 2008 году для нужд тогдашнего президента Курманбека Бакиева. Он обошелся государству в 6,3 миллиона долларов. Судно находилось на балансе Министерства транспорта и коммуникаций, после апрельских событий его передали "Эйр Кыргызстан". Полученные от продажи самолета средства пообещали направить на покупку другого воздушного судна.