В коридоре моей школы, прямо у кабинета директора, висят фотографии в рамках. Они образуют что-то вроде "галереи почета": вот наша баскетбольная команда на городском чемпионате, а вот парни в форме празднуют победу на "Эр джигите" — это такой конкурс по военному воспитанию среди школьников, на котором нашим старшеклассникам не было равных.
Из общей палитры выбивался один снимок: на нем обреченно глядят в камеру семеро поникших ребят в красных мантиях, красных квадратных академических шапочках и с красными глазами от вспышки. В кадр попал и наш трофей — пузатый телевизор, который мы выиграли для школы. Тогда наша команда заняла третье место из четырех.
Если вы хоть раз смотрели "Что? Где? Когда?" или "Самый умный", то представляете, о чем идет речь. Вот только в отличие от героев этих программ мы не отличались эрудицией и реакцией, а состав команды постоянно менялся. Для полноты картины приведу эпизод из нашего выступления на раунде "Химия". Один из вопросов касался расположения элементов в таблице Менделеева: надо было вспомнить, что соседствует с золотом. Мы так сильно напрягали память, что с наших голов постоянно летели эти треклятые шапки, а в зале раздавался недовольный гул. Никто из команды не понимал, почему люди так злятся, ведь у нас даже не закончилось время на обсуждение!
Когда мы ответили неправильно, зал взорвался снова, но уже от смеха: оказалось, что слайд с заданием украшала таблица Менделеева... Теперь вы понимаете, почему на фото мы такие отрешенные.
То была одна из первых моих игр, к концу сезона мы поднабрались опыта и уже могли сражаться за победу. Один из последних конкурсов в году проходил в столичной школе, играть на чужой территории оказалось особенно волнительно. Сильнее нас переживал разве что наставник: он принес с собой стопку плакатов и раздал их своим ученикам, которых также привел на игру поболеть.
Забитый под завязку актовый зал гудел, руки дрожали, а на импровизированном табло менялись баллы. К моему удивлению, мы играли хорошо и шли вплотную к лидерам, так что имели возможность выдернуть долгожданную победу, пока не объявили капитанский конкурс. Командам предстояло выбрать одного игрока, который за минуту должен дать максимальное количество правильных ответов.
Колени тряслись, ладони потели, а голова шла кругом от звука тикающего секундомера, отсчитывающего минуту позора. Не хочу оправдываться, но от волнения ты забываешь даже самые элементарные вещи, например, как тебя зовут и что ты здесь забыл.
Времени оставалось все меньше, ведущая читала вопросы все быстрее:
— Сколько вершин у куба?
Я не ожидала настолько легкого вопроса, так что перед глазами зачем-то начали проноситься уроки геометрии: стереометрия, точки, прямые, плоскости...
— Сколько вершин у куба? — ведущая повторила свой вопрос. Я не придумала ничего лучше, как уверенно выпалить:
— 12!
В этот момент мой сокомандник-технарь взялся за голову, а наставник-учитель спрятал лицо в ладонях.
В общем, тогда мы заняли второе место, отстав от победителей всего на несколько очков. Не скажу, что ответ про куб был решающим, но осадок он оставил. Наша команда понуро наблюдала, как соперникам вручают красивый позолоченный кубок, в тот момент наставник даже не смотрел на сцену. Когда все закончилось, мы побрели обратно в школу, где директор и другие учителя ждали новостей о нашем успехе.
— Эй, стойте, вы куда так быстро идете? — крикнул учитель, оставшийся чуть позади. — А ну подите сюды, унылые мои, вы чего так расстроились? Я то знаю, что вы еще как достойны победы!
На следующий день мы готовились оправдываться, но каково же было наше удивление, когда в администрации нас встретили как победителей: учителя обняли каждого из нас, похвалили за выступление, а наставник вытащил из пакета позолоченный кубок — почти такой же, какой вручили обладателям первого места, но только намного лучше.
— Вы, наверное, перепутали, мы же проиграли, — неуверенно промямлила я.
— Какая разница, у кого сколько баллов? Какая разница, сколько вершин у куба, если вы играли красиво! Это и есть настоящая победа, которой я горжусь.
Сначала мы замялись, но потом поняли, что от былой горечи поражения не осталось и следа: получить кубок от учителя оказалось намного приятнее и важнее, чем от незнакомого ведущего. Внутри каждого из нас что-то щелкнуло: мы были готовы свернуть горы ну или по крайней мере отыграть те самые несколько баллов.
— Это второе место значит, что в следующий раз вы займете первое, — добавил наставник.
Так оно и случилось: мы действительно выиграли, но не потому, что были умнее других. За нашей командой стоял человек, который верил в нас, и только благодаря его вдохновенным речам мы обрели уверенность в своих силах, а после уже оставалось дело за малым.
Вот так обычный учитель привел команду к победе: кто знает, удалось бы нам поверить в успех, если бы не тот кубок из пакета.
***
Свои истории вы можете присылать на наш Telegram-канал.