Количество зараженных по всему миру перевалило за 3 миллиона человек. Больше всего случаев инфицирования зарегистрировано в США — свыше 1 миллиона, умерли почти 57 тысяч человек. Сейчас в самом знаменитом городе США — Нью-Йорке — сложилось очень тяжелое положение.
Sputnik Кыргызстан на прошлой неделе удалось связаться с соотечественницей Нуркыз Эшеновой, которая работает медсестрой в нью-йоркской больнице и как медицинский работник делает все возможное для лечения больных. Кыргызстанке 30 лет, и 10 из них она живет в США.
— Нуркыз, как вы оказались в Штатах?
— Вообще, я люблю путешествовать и побывала уже почти в 30 странах. Увлекаюсь историей и поэтому там, где бываю, стараюсь изучать историю и культуру. И в Америку, наверное, меня привел интерес к этой стране, вот уже 10 лет, как я живу здесь. А приехала я по студенческой визе, которую получила еще учась на юридическом факультете в Кыргызско-Российском Славянском университете. Мне тогда хотелось изучить английский язык, и после учебы я так и осталась тут. Сейчас работаю медсестрой в нью-йоркской больнице Кингсбург.
— А медицину вы где изучали?
— Когда приехала в Штаты, сначала изучала язык, но потом выиграла грант и поступила в медицинский институт на специальность "медицинская сестра". В США, кстати, образование по этой специальности считается высшим. Вообще, я с детства интересовалась медициной, но родители были против, так как в Кыргызстане зарплаты у медиков низкие. Теперь могу сказать, что я достигла своей цели.
— Трудно было учиться? Другая страна, да и денег, наверное, немного у студентов.
— Конечно, трудности были, ведь тут жизнь дорогая, а надо платить за квартиру, питание, покупать одежду. Поэтому приходилось одновременно учиться и работать, но у меня была цель получить медицинский диплом. Поработала и на ресепшене в гостиницах, и официанткой в кафе-барах, но все уже позади.
— Вы сказали, что в Кыргызстане у медиков маленькие зарплаты, а у вас она какая?
— В США эта специальность считается одной из самых высокооплачиваемых. Здесь врачи за один час работы получают минимум 150 долларов. А зарплаты медсестер — в час от 50 долларов и выше.
— Что вы можете рассказать о борьбе с коронавирусом в Нью-Йорке?
— Уже прошло три месяца, как пандемия охватила почти всю планету. Особенно пострадали США и страны Европы — умирает много людей. Это происходит из-за того, что сначала не восприняли угрозу всерьез и не проводили соответствующую подготовку. Самыми успешными в борьбе с коронавирусом считаются Южная Корея, Сингапур и Тайвань. Я думаю, что надо брать на вооружение их методы.
— Почему так много больных именно в Нью-Йорке?
— Здесь живут 19 миллионов человек, и, как я уже говорила, тут не было должного контроля и не ввели карантин. Были даны лишь рекомендации находиться дома. Люди свободно ходили по улицам, не было предусмотрено штрафов за нарушение самоизоляции. В Европе люди уже умирали от коронавируса, а американцы не обращали на это внимания.
Поэтому хочу посоветовать кыргызстанцам отнестись к этой болезни серьезнее. Правительство Кыргызстана проводит правильную политику, и если вы проявите немного терпения и во время карантина будете сидеть дома, все будет хорошо.
— Какое положение в городе сейчас?
— Очень тяжелое — число заразившихся коронавирусом растет день ото дня. Почти 99 процентов пациентов в больнице, где я работаю, — это заразившиеся COVID-19. Так как в Нью-Йорке очень много инфицированных, больницы принимают людей только в тяжелом состоянии, а остальные вынуждены лечиться дома. Большинство пациентов не могут дышать самостоятельно, и их подключают к кислородным аппаратам.
В больничных моргах уже нет мест. Два контейнера на улице возле клиники переполнены телами умерших. По словам экспертов, в конце апреля в Америке будет зарегистрирован пик эпидемии, а в мае все пойдет на спад.
— Большинство умерших люди пожилого возраста?
— Только за месяц по Америке скончались от болезни 36 тысяч человек. Большинство умерших — люди, у которых были бронхиальная астма, сахарный диабет, порок сердца и другие хронические заболевания. То есть те, у кого ослабленный иммунитет, просто не могут противостоять коронавирусу, но среди них есть и молодые.
— Такая ситуация в первую очередь сильно сказывается на медиках, так?
— Да, вы правы, работать очень тяжело. Некоторые медики, не выдержав, уволились, поэтому у нас сейчас острая нехватка медицинских работников. Дело в том, что вначале был недостаток личных средств защиты, поэтому среди тех, кто заразился COVID-19, много моих коллег. Только в нашей больнице умерли несколько медиков, кроме этого, сейчас в США не делают профилактические тесты всем врачам. Они сдают тест, только если стали проявляться признаки вируса или затруднено дыхание. Но сейчас, слава богу, положение улучшилось, мы обеспечены всем необходимым.
— Как власти США помогают людям в сложившейся ситуации?
— В целях заботы о здоровье населения и оказания помощи правительство напечатало 6 триллионов долларов. Из этих средств будет выплачено по 1 200 долларов помощи каждому гражданину. Кроме этого, говорят, что будет предусмотрено много льгот в страховании.
— А как у вас лечат больных?
— Сейчас мир ищет вакцину от коронавируса, по словам ученых, возможно, через полтора года она будет создана. А пока мы используем экспериментальные препараты и даем больным лекарства, которые эффективны против малярии, лихорадки Эбола или ВИЧ-инфекции. Так как COVID-19 является новым заболеванием, при лечении мы параллельно проводим исследования природы вируса и регистрируем влияние тех или иных препаратов на больных.
— Вы бы хотели вернуться в Кыргызстан?
— Да, конечно. Где бы я ни находилась, чего бы ни достигла, родина всегда у меня в сердце и в конце концов я все равно вернусь в Кыргызстан. Очень скучаю по родной земле и так как здесь общаюсь только по-английски, чтобы не забыть свой язык, читаю книги на кыргызском. Моя цель в будущем открыть в Бишкеке современный диагностический центр. А пока поработаю в Америке, соберу денег.
— Что бы вы хотели передать коллегам в Кыргызстане?
— Я очень горжусь кыргызстанскими медиками, ведь они в трудных условиях с маленькой зарплатой не щадят себя и работают не покладая рук. Несмотря ни на что, они не покинули больных, я их считаю патриотами. Мы все должны выразить им благодарность, а их труд во время пандемии должен быть высоко оценен. Было бы хорошо, если б власти рассмотрели вопрос о повышении зарплат. Я слышала и о заболевших медиках — желаю, чтобы они быстрее выздоровели!
Почитайте интервью кыргызстанского врача, вылечившейся от COVID-19.