Рустам Резванов — семикратный чемпион Кыргызстана по бальным танцам, а также основатель имидж-студии для бальных танцев. Ко времени написания интервью также успел открыть барбершоп. Он рассказал, как самостоятельно переехал в чужую страну еще подростком и начал свой бизнес.
— Расскажите немного о себе.
— Родился в Бишкеке и проучился до 10-го класса здесь же. С семи лет занимался бальными танцами. В Кыргызстане этот вид спорта считается дорогим и непопулярным, а уровень подготовки спортсменов низкий. Кроме того, я неоднократно был объектом насмешек сверстников, они говорили, что это не по-пацански.
В 13 лет я впервые выехал на международные соревнования в Алматы. Тогда поездка в соседнюю страну, до которой всего четыре часа езды, казалась мне сказкой, ведь до этого я никуда из Кыргызстана не выезжал. Кроме того, уровень казахстанских спортсменов был намного выше нашего, что послужило для меня мотивацией.
— С чего начались ваши занятия танцами? Дайте угадаю: за красивой девочкой пошли?
— Нет (смеется). Первым танцами стал заниматься брат. Мне тогда было около шести лет, и я не проявлял особого желания, однако решил попробовать. Помню, как большую часть первой тренировки проболтал с девчонками, и на этом все закончилось.
Но однажды брат принес с соревнований приз — свечу в виде Деда Мороза. Тогда меня это задело, я тоже хотел призы и подарки. Сегодня эту свечу я считаю неким символом, ведь благодаря ей я и стал заниматься. Позже брат забросил бальные танцы и ушел в боевые искусства, а я продолжал тренироваться.
— Сложно было совмещать тренировки с занятиями в школе?
— Скажу правду, учился я не очень хорошо — в основном на тройки и четверки. В 13 лет, когда решил серьезно заниматься танцами, школьное образование почти забросил. Мои тренировки начинались в пять вечера, а уроки длились до половины седьмого. Соответственно уже тогда я начал сбегать с последних занятий, чтобы танцевать. За это регулярно подвергался осуждению некоторых учителей, которые говорили, что на танцах я далеко не уеду (смеется). Например, преподаватель английского языка называла меня "ходячей лажей".
Как раз в это время начались поездки на турниры в Алматы. Мне приходилось пропускать уроки с пятницы по понедельник. В 15 лет я впервые поехал на соревнования в Москву. Они были такого масштаба, о котором в наших краях лишь слагали легенды… Конечно же я об этом мечтал.
— После тех соревнований вы и решили переехать?
— В Москве я почувствовал себя в своей тарелке. Конечно, наш уровень для таких соревнований был очень слаб, ведь столица России считается центром танцевального спорта в мире. Здесь живут лучшие педагоги.
Мама тогда работала швеей, и я пошел уборщиком в этот швейный цех. Работал ночью. Конечно же, об этом никто не знал, ведь такую работу мои ровесники считали зазорной и могли засмеять. Однако мне удалось заработать около 100 долларов за месяц, я был счастлив, ведь деньги могли пойти на соревнования, пошив костюмов или покупку танцевальной обуви.
— Как вы сказали родителям, что собираетесь переехать один в другую страну?
— Сначала я просто искал партнершу в интернете. Было много предложений, ведь танцующих мальчиков всегда меньше, чем девочек. Некоторые девушки приглашали меня на пробы в США, Словению, Германию и Италию. Они были готовы оплатить мне перелет, тренировки и проживание в их стране.
В Москве мне попалась девушка, которая была готова принять в свой дом. Родители полностью поддержали, они всегда мне доверяли. Проблема была лишь в том, что это произошло в мае, когда я должен был перейти в 11-й класс. Мне срочно нужно было решать, ведь хорошие партнерши долго ждать не будут.
Мы всей семьей собрали деньги на билет и с ним на руках пошли в школу, чтобы мне проставили оценки за год. Понятно, что посещаемость у меня была слабая, отношения с учителями тоже. Мы с мамой пришли к директору и положили билет на стол. Ей ничего не оставалось, кроме как в приказном порядке проставить мне оценки. Конечно, это были тройки, хотя где-то можно было поспорить…
— Как вы жили в Москве первое время?
— В то время все соревнования и прочие расходы оплачивали мои родители. Однако постепенно я сам начал тренировать детей в школе, в которой учился. За 45 минут урока получал 800 рублей. Помню, что как-то за неделю у меня вышло целых девять тренировок. Все заработанные деньги я сразу отдал тренерам за свои занятия.
Многие ребята в моем танцевальном клубе думали, что я согласился на оплату, — это когда за все платит партнерша. У мужчин это считается позором, поэтому ходит много слухов, что я "продался в Москву".
В 2016 году освоил новую профессию. На соревнованиях по бальным танцам танцоры делают прически и яркий макияж. Я прошел платные курсы и стал работать на турнирах по выходным с пяти-шести утра до позднего вечера. Помню, как поехал на чемпионат мира в Латвию. Чтобы финансово оправдать поездку и подготовку, мне пришлось на том же чемпионате сначала причесывать ребят, а потом выступать самому.
Позже устроился работать в московскую студию, а затем открыл свою, в которой управлял до начала карантина.
— Расскажите об этом бизнесе подробнее.
— Он довольно сложный. Сначала нас никто не знал, только те клиенты, которых я успел наработать, будучи мастером, поэтому первое время мы работали в убыток. Турниры обычно проходят на выходных, поэтому в пятницу вечером мы приезжали расставлять раскладную мебель в зале. В субботу в шесть утра начинает работать команда стилистов. Остальное время занимаемся записью клиентов, рекламой компании и переговорами с организаторами.
Постепенно дело пошло в гору. Мы начали работать не только по России, но и по Европе. Пару лет назад я впервые поехал на крупный турнир в Германию в качестве стилиста, тогда за пять дней мне удалось заработать аж тысячу евро. В прошлом году ездил уже со своей командой и заработал более 2 тысяч евро. Но вообще там можно заработать в разы больше.
Если говорить о расценках, то в России за прическу и макияж, которые отнимают у стилистов пару часов, платят 5 тысяч рублей, а в Европе 10-15 тысяч. Там готовы отдавать такие деньги, потому что считается, что в России лучшие специалисты. Кроме того, мы сами оплачиваем себе перелет и аренду выставочного стенда в зале.
— Когда встали на ноги, забрали в Москву сестренку?
— Когда появились деньги, я как раз расстался с партнершей. Тогда и задумался: продолжать тренироваться или забрать Камилю? В итоге перевез ее в Москву, чтобы она окончила школу и поступила в университет здесь.
Сейчас все расходы на мне: я сам оплачиваю съемную квартиру, покупаю еду, одежду, трачусь на репетиторов… Все это стоит довольно дорого, поэтому танцы пока отодвинуты на второй план. Однако я ни разу не пожалел о своем выборе. Камиля после школы помогает мне с бизнесом.
Обязательно прочитайте другое интервью, как 16-летняя бишкекчанка открыла бизнес за пять дней.