Бензин подешевеет на 3-5 сомов, но надо переделывать моторы? Все о биоэтаноле

Минсельхоз КР утверждает, что производство биоэтанола позволит снизить цены на бензин, а также улучшить экологию в стране. Однако не все эксперты согласны с этими выводами.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Сегодня профильный комитет Жогорку Кенеша принял инициированный правительством проект закона о биоэтаноле в третьем чтении. По словам министра сельского хозяйства Эркинбека Чодуева, производство биоэтанола поможет создать рабочие места, улучшить экологическую ситуацию и снизить цены на ГСМ в республике.

Sputnik Кыргызстан решил выяснить, действительно ли новый вид топлива обеспечит столько преимуществ.

Что инициирует правительство?

Минсельхоз предлагает спиртзаводам производить биоэтанол (технический спирт растительного происхождения для использования в качестве биотоплива) из патоки сахарной свеклы и других сельскохозяйственных культур. Готовое биотопливо будут смешивать с бензином на нефтеперерабатывающих заводах.

Зачем это нужно?

Один из основных аргументов министерства — сокращение уровня загрязнения воздуха выхлопными газами автомобилей.

"В Чуйской области есть два действующих сахарных завода, мы предлагаем производить биоэтанол из остатков сахарной свеклы. Это позволит снизить вредные выбросы на 25 процентов. Добавление биоэтанола в бензин увеличивает октановое число топлива, в итоге оно будет полностью сгорать, поэтому выбросы окиси углерода сократятся на 30 процентов", — рассказал представитель Минсельхоза Нургазы Казыбеков.

По расчетам специалистов ведомства, бензин подешевеет на 10-15 процентов, то есть на 3-5 сомов. 

Бензин подешевеет на 3-5 сомов, но надо переделывать моторы? Все о биоэтаноле

Машины придется адаптировать?

В Министерстве сельского хозяйства уверяют, что при использовании бензина с добавлением до 10 процентов биоэтанола двигателям обычных авто не будет причинен вред и менять ничего не придется.

"Наоборот, влияние на автомобиль только положительное за счет того, что топливо сгорает полностью, а мощность двигателя может увеличиться. В США, Бразилии, Германии, Великобритании, Франции и других странах Европы давно используют подобную технологию. Если говорить об СНГ, то Россия, Казахстан и некоторые другие государства тоже пользуются биоэтанолом. Автомобилисты могут не опасаться, что придется адаптировать машину под такое топливо", — сообщил Казыбеков.

Опрошенные нами сотрудники разных СТО подтвердили, что увеличение октанового числа топлива влияет на мотор положительно.

Как производство биоэтанола может отразиться на экономике?

Директор ГП "Кара-Балтинский спиртовой завод" Таалайбек Далбаев на заседании парламента рассказал, что максимальная мощность выработки биоэтанола составляет 2,5 миллиона далл. Такой объем обеспечит поступление в бюджет 10-25 миллионов сомов ежемесячно. Разработчики законопроекта полагают, что за год в казну будет поступать свыше 100 миллионов сомов в виде налогов.

"Кроме того, будет сдержан рост импорта ГСМ, улучшится освоение неиспользованных сельскохозяйственных земель, увеличатся фермерские хозяйства, будут созданы рабочие места", — говорится в анализе регулятивного воздействия (АРВ) к проекту закона.

Все ли так гладко?

Представители Казахстана убедились, что затор создает их сторона, — Минэкономики КР
Чтобы наладить производство биоэтанола, требуется оборудование, которого сейчас в стране нет. На его приобретение нужно от 800 тысяч до 1,5 миллиона долларов. Эркинбек Чодуев надеется, что эта тема заинтересует иностранных инвесторов и местных производителей, когда закон будет принят.

Кроме того, в АРВ предусмотрен риск: из-за отсутствия планирования площадей сахарной свеклы возможно сокращение объемов других выращиваемых культур — это приведет к импорту сельхозпродукции и росту цен на продовольствие.

При обсуждении законопроекта в ЖК депутаты выразили разные мнения, в основном критические. К примеру, Мирлан Жээнчороев считает, что Минсельхоз лоббирует интересы "алкоолигархов". Эмиль Токтошев тоже уверен, что ведомство "чего-то не договаривает". 

Бензин подешевеет на 3-5 сомов, но надо переделывать моторы? Все о биоэтаноле

Что говорят экологи?

Эколог Сергей Криворучко полагает, что в Кыргызстане использовать биоэтанол как моторное топливо экономически невыгодно. Более того, по его словам, инициатива несет прямую угрозу экологической и продовольственной безопасности страны.

"У нас нет практического опыта использования биоэтанола в качестве моторного топлива. Нет опыта эксплуатации автотранспорта на этаноле, как нет и инфраструктуры. Кстати, биоэтанол можно производить и из другого сырья, наиболее доступным считаются отходы спиртового производства. Таким образом мы ответим на вопрос, кому это выгодно", — заявил эксперт.

Он уверен, что промышленное производство биоэтанола "отнимет" часть земель у фермеров и больно ударит по благосостоянию граждан.

На заправках в КР выявили недолив бензина — что делает следствие
"Учитывая степень деградации сельскохозяйственных земель, экономическая эффективность производства биомассы будет выше при интенсивном использовании минеральных удобрений. Это затраты. В течение 5-10 лет такие земли еще сильнее деградируют, и потребуются дополнительные средства на мероприятия по их восстановлению. Образующиеся отходы тоже надо как-то утилизировать. Все это приведет к удорожанию конечной продукции", — пояснил Криворучко.

В качестве альтернативы он предложил производить биогаз из органических сельскохозяйственных отходов, которых в стране предостаточно.

Между тем доктор экономических наук Айылчы Сарыбаев выступает за скорейшее налаживание производства биоэтанола.

"Это полезный проект, который давно используют во всем мире, и только мы до сих пор обсуждаем то, что уже давно должно быть сделано. Экологический вред уменьшится, и экономически это выгодно", — заверил Сарыбаев.

Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана запросила у Минсельхоза подробную информацию о том, как будет проходить процесс разбавления бензина биоэтанолом, но ответа пока не получила.