Я спрашиваю у волонтера Марьяны Володиной, может ли наш фотограф приехать, чтобы сделать пару кадров с ней. "Можно, конечно, но у меня глаза опухшие. Я всю ночь проплакала", — соглашается девушка.
Марьяна Володина прославилась неожиданно для себя: волонтер сняла видеообращение, в котором эмоционально поинтересовалась у чиновников, почему за месяцы карантина страна никак не подготовилась к эпидемии, как люди, два месяца сидевшие без работы, будут оплачивать медицинские услуги и почему именно в это время депутаты решили уйти на каникулы.
— Всем интересно узнать, кто вы такая. Люди интересуются, может, вы политик или журналист.
— Нет, я обычная наемная сотрудница, у меня самая простая работа. Не буду о ней говорить, чтобы у моих работодателей не возникло проблем. Я мама двух прекрасных девочек-школьниц.
Родилась в 1986 году в тогда еще городе Фрунзе. Выросла в простой семье: мама работала учительницей в нашей школе, она была историком-правоведом, соответственно и я воспитывалась в духе патриотизма.
Папа — царствие ему небесное! — всю жизнь проработал водителем в нашем колхозе "Рассвет". Он всегда повторял: "Марьяна, ты должна быть справедливой. Если столкнешься с несправедливостью, не бойся об этом сказать".
— Как вы стали волонтером?
— Все началось лет восемь назад. Тогда произошла ситуация, когда отменили парад Победы на 9 мая. Мне было очень обидно, что ветераны в такой день останутся без внимания. Для меня это святой праздник, так как мои деды воевали на фронте.
Помню, что мы сидели с родителями за ужином и я сказала: "Так хочется хоть что-то сделать для ветеранов, хоть как-то их поздравить! Но что я могу одна?". Родители ответили, что я не одна и что у меня есть они. Так мы и накрыли стол для двадцати ветеранов на мою, папину и мамину зарплаты. С тех пор я начала помогать людям.
Мать умоляла привезти еды, ее дети 3 дня голодали — истории волонтеров из КР
— Что вы делали во время карантина?
— Все началось с того, что как-то мы сидели с волонтером Фазилем Турсуновым и гадали, что будет дальше. Он сказал, что медики теперь не могут добираться до работы из-за ограничения движения. Мы решили возить их сами, к нам присоединились другие ребята.
— Зачем вообще волонтерам понадобилось возить их до работы? Вроде, власти говорили, что позаботились об этом.
— На самом деле врачей возили волонтеры, а многие отделения в больницах вообще закрылись, потому что люди не могли добраться до работы. Представляете, пациенту не могут провести операцию, потому что медики не доехали до больницы!
При этом врачи старались не говорить о своих проблемах в открытую. Они просто тихо писали: "Ребята, помогите!". И мы приезжали.
— Вы ведь еще развозили еду для нуждающихся. С одной стороны, были тысячи просьб о помощи, а с другой — фотографии кучи мешков муки от штаба и уверения, что нет никакой гуманитарной катастрофы.
— Гуманитарная катастрофа не просто была, она остается по сей день. Люди не живут, они выживают. Вот представьте себе, мы приезжаем в дом, где глава семейства — водитель маршрутки и жена-домохозяйка с детками. И этот взрослый здоровый мужчина плачет, потому что мы привезли ему еды. Они бы и рады заработать свои копейки, да негде!
Больше всего запомнился один случай. Как-то мы развозили гуманитарную помощь, и к нам подошел парень. Он сказал, что у него по соседству живет пожилая женщина. Она месяц назад похоронила сына и теперь очень нуждается в помощи.
Мы долго стучались в калитку, но никто так и не вышел. Парень сказал, что она не могла уйти, и мы решили зайти в дом. Скажу честно: было очень страшно нарваться на труп… Слава Богу, хозяйка осталась жива, хоть и очень ослабела.
В ее холодильнике была абсолютная пустота, а на полу стояла кастрюля с картофельными очистками и чем-то еще — видимо, она пыталась что-то себе сварить.
Мне звонила беременная 14-летняя девочка в слезах — история волонтера из КР
— Почему так произошло? В гумпомощь же вливались миллионы от наших компаний, зарубежных доноров…
— Сложный вопрос. Мы тоже работали со штабом, но в один прекрасный день случилось вот что: наша волонтер привезла продукты в семью. Когда она уже отъехала, ей позвонила женщина в слезах: "Ну зачем вы так делаете? Зачем вы так с нами поступаете?". Наша девушка не поняла, в чем дело, и вернулась.
Открыв пакеты, которые она привезла, она увидела гнилую капусту, гнилую свеклу. И это государственная помощь…
— Но сейчас ведь режим ЧП снят. Людям все еще нужна помощь?
— Конечно! Они ведь два месяца сидели без работы, а многое до сих пор не работает. Особенно помощь нужна медикам. Буквально вчера мы купили врачам еды и градусники, о которых они просили.
— У них что, не хватает даже этого?
— Я вам больше скажу. Они говорят, что у них нет даже чайников! Сейчас мы решаем, на какие средства приобрести пару термопотов.
Власти говорят, что медики обеспечены средствами индивидуальной защиты, но вчера, когда доктора забирали у нас продукты, они были в обычных медицинских костюмах. На их лицах были обычные маски, а ведь это люди, которые работают с зараженными!
Мне устроили травлю — крик души бишкекского врача, зараженного коронавирусом
— Почему доктора не покупают это хотя бы за свой счет? Да, дорого, но заразиться ведь страшнее.
— А где взять денег, чтобы купить все это за свой счет? Им положены доплаты, но мы знаем, что их не выплатили.
Хочется сказать большое спасибо не только медикам, но и силовикам. Ребята, вы молодцы, низкий вам поклон! Мы все видели, как они работали. Стояли на постах в одних и тех же защитных костюмах по 2 месяца, хотя их надо менять через несколько часов.
Люди в панике, они не знают, куда бежать, к кому обращаться. По-хорошему власть должна всячески нас оберегать, а нас просто бросили. Сейчас, когда народ больше всего нуждается в защите и поддержке, наш парламент ушел на каникулы! Как это так?
Уже поздно всей страной кричать: "Соседи, помогите!". Соседи и так сделали все, что могли, но почему-то там депутаты не уходят на каникулы, а нас будто "кинули".
Люди просят отчитаться о средствах, которые направили на борьбу с коронавирусом. Извините, но те отчеты, которые есть, читать смешно! Посмотрите, по каким ценам они закупали те же защитные костюмы. Да они золотые получаются!
Сейчас каждый может зайти в интернет и посмотреть, сколько все это стоит. Если закупать средства защиты в таком количестве, то цена как минимум должна быть оптовой, а у них она еще и завышена.
— Как думаете, какую проблему государству необходимо решить в первую очередь?
— Вопрос с нехваткой лекарств и медицинского оборудования. Люди сейчас не могут купить медикаменты, в аптеках их просто нет. Я вчера три часа моталась по аптекам в поисках элементарных лекарств.
— Стоит ли сейчас закрывать страну на карантин?
— А как это сделать? Неужели государство готово обеспечить своих граждан продуктами и лекарствами, сделать социальные выплаты малоимущим, матерям-одиночкам, многодетным? Ну, чтобы людям было, что есть?
Если да, то нужно срочно все закрыть и отправить людей на самоизоляцию, пока не заболели все поголовно. Сейчас не хватает врачей, не хватает коек, и все это будет только усугубляться.