Немцы выплатят десятки миллиардов репараций: кому они достанутся

Бурунди и Конго требуют репараций и компенсаций от Бельгии и Германии за свое колониальное прошлое и совершенные в их отношении преступления. Однако шансы у этих африканских государств практически нулевые, считает эксперт.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Настал исторический момент: мы давно привыкли к тому, что есть довольно объемный список стран, власти которых требуют от России "платить и каяться" за мифические преступления "российского и советского империализма" в отношении самых разных стран, народов и меньшинств, пишет обозреватель РИА Новости. При более пристальном рассмотрении, правда, выясняется, что "страшные исторические преступления" — или откровенные фейки, или они заключаются в том, что Россия (в какой-то из своих исторических ипостасей) принесла на конкретную территорию современную цивилизацию, горячую воду, электричество, высокую европейскую культуру, антибиотики и социальную справедливость. 

"Русские дискредитируют врага Трампа", и у них отлично получается

Но сегодня речь пойдет не о России, а совсем о других странах, которые очень любят рассуждать о социальной и расовой справедливости, но не очень любят платить по своим собственным историческим счетам, о коих им сейчас напомнили.

Мировые СМИ, в частности агенство деловой информации Bloomberg, сообщают, что Бурунди и Демократическая Республика Конго требуют репараций и компенсаций от Бельгии и Германии за свое колониальное прошлое и преступления, совершенные в их отношении. Конкретно Бурунди сейчас официально требует 43 миллиарда долларов в качестве репараций.

Впрочем, претензии этого восточноафриканского государства не носят сугубо монетарный характер, а имеют еще и политическое и даже культурологическое измерение. Например, как подчеркивает Bloomberg, "Бурунди также хочет, чтобы Бельгия и Германия вернули архивные материалы и предметы, украденные с 1899-го по 1962 год. В 2018-м сенат Бурунди назначил комиссию, в которую вошли историки и антропологи, для изучения влияния колониализма на страну. По словам Алоиса Батунгванайо, историка и докторанта Лозаннского университета, многие современные политические проблемы Бурунди восходят к указу бельгийского короля Альберта I о классификации населения по трем этническим группам".

Саудовская Аравия "делает шаг к ядерной бомбе", готовясь к выборам в США

Бурундийцам можно только посочувствовать: практика европейских колониальных империй довела до совершенства методы воздействия на колонизируемые территории, которые позволяют "покалечить" местное общество таким образом, чтобы оно никогда не смогло построить хоть сколь-нибудь стабильную национальную идентичность или экономику. Этнические (иногда созданные на базе "придуманных" этносов) конфликты, искусственно проведенные границы между государствами и целенаправленная работа над "удерживанием на коротком поводке" местных элит, совмещенная с токсичной по сути, но красивой по форме филантропической работой, — все это обеспечивает вечную зависимость бывших колоний от их бывших метрополий, которые сохраняют почти все "бонусы" имперского прошлого, но уже без негативных имиджевых эффектов.

Вполне вероятно, что попытки Конго и Бурунди предъявить счета за колониальное прошлое Германии и Бельгии связаны с популярностью в международном инфополе движения Black lives matter и той безоговорочной поддержкой массовых беспорядков и сноса памятников историческим личностям в Европе и США, которую демонстрировали едва ли не все мейнстримные западные СМИ. В условиях, когда памятники королям, филантропам и исследователям при полном попустительстве местных властей уничтожаются или сбрасываются с постаментов под предлогом борьбы за социальную справедливость и расовое равенство, у наивных африканских политиков действительно могло сложиться впечатление, что настало время требовать, чтобы как минимум европейские державы компенсировали нанесенный ущерб. Конго, страна, ставшая синонимом колониальных зверств эпического масштаба, потребовала компенсации от Бельгии после того, как бельгийский король Филипп заявил в июне этого года, что он очень сожалеет о колониальных "ранах прошлого", а в Антверпене был демонтирован памятник королю-колонизатору Леопольду.

Статусу доллара в качестве мировой валюты может прийти конец. Мнение

Казалось бы, на фоне столь активного посыпания себя пеплом за "колониализм и расизм", а также на фоне массовых европейских беспорядков в поддержку американского движения за права расовых меньшинств официальный Берлин и Брюссель уже давно должны были сами предложить выплачивать компенсации такого рода, не говоря уже о том, чтобы начать выплаты после официальных требований бывших колоний.

Но политическая реальность практически никогда не совпадает с политическими лозунгами, и потому шансы на то, что Бурунди или Конго получат искомые миллиарды (или хотя бы значимую часть по-настоящему ценных исторических артефактов, вывезенных из этих стран), практически нулевые. Скорее всего, Еврокомиссия или аналогичная структура ЕС с удовольствием проспонсирует проведение парада меньшинств в столицах Бурунди и Конго, а также проведение уроков толерантности в местных школах, но не более того.

Помимо элементарной жадности, у политиков Германии, Бельгии и других европейских империй есть еще одна важнейшая причина не выплачивать никаких компенсаций за преступления колониального периода. Дело в том, что вся истерика вокруг борьбы за права, а по сути привилегии, меньшинств (самого разного рода) нужна не для того, чтобы реально изменить общество в лучшую сторону, и тем более не для того, чтобы платить деньги африканским странам. Она затеяна, чтобы у конкретных политиков в США и Евросоюзе появился конкретный финансовый и общественный ресурс, который по ценности сравним с нефтью, газом или ураном. Этот ресурс — чувство вины.

Схема проста: политики конкретной ориентации (обычно левой и/или либеральной, но необязательно), по сути, объявляют себе жрецами новой религии, в которой сам факт принадлежности конкретного немца или бельгийца, американца или британца к некоему большинству считается грехом, а сам представитель этого большинства по умолчанию объявляется расистом, сексистом, шовинистом и угрозой для климата планеты и нет вообще никаких действий, которые могли бы эту ситуацию исправить. Придавленному чувством вины европейцу или американцу (а чувство вины культивируется прямо со школьной скамьи и через каждый голливудский фильм) дают возможность платить и каяться, то есть платить налоги и голосовать за правильных политиков, что позволяет временно заглушить боль вины, но не позволяет от нее избавиться.

Паника в США: "зеленые человечки" захватывают американские города

Соответственно, когда на деньги немецких или бельгийских налогоплательщиков претендуют реальные потомки тех, кому бельгийские колонизаторы отрубали кисти рук на плантациях, они вступают в прямую конкуренцию с местными политиками, активистами, сотрудниками НКО и журналистами, для которых "деколонизация" и "борьба с расизмом" — очень прибыльный бизнес и инструмент психологического насилия над согражданами. Конкурентов в этом бизнесе не терпят, а уж ситуация, в которой немецкий или бельгийский налогоплательщик сможет со спокойной душой сказать "мы заплатили африканцам 43 миллиарда долларов и теперь мы точно не расисты и имеем право голосовать за свои интересы, любить свою страну и не принимать мигрантов", вообще представляется недопустимой с точки зрения европейской политической стабильности.

Впрочем, нельзя считать, что попытки Бурунди получить с колонизаторов деньги совсем бессмысленны. Просто смысл в этих попытках не может носить монетарный характер. Стыдливое молчание или неубедительные оправдания европейских наследников колониальных преступников будут дополнительным свидетельством в пользу того, что африканским странам лучше рассчитывать только на себя. Международных же партнеров, которые не болеют терминальными формами имперского синдрома, стоит искать не в европейских столицах, а скорее в Пекине или Москве.