Цены выросли в три раза! О стоимости перелетов из Кыргызстана

Как изменилась стоимость авиабилетов, почему у офисов авиакомпаний ежедневно собираются очереди и когда, по мнению экспертов, цены снизятся до прежнего уровня, выясняла корреспондент Sputnik Кыргызстан.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Сегодня из Кыргызстана можно улететь в некоторые города Турции, ОАЭ, России, Казахстана и Узбекистана. Согласно установленным правилам, в РФ, Казахстане, Узбекистане и Эмиратах кыргызстанцы должны иметь на руках справку об отрицательном ПЦР-анализе на коронавирус, сделанном не ранее чем за три дня до прибытия в эти страны. Вылетающим в Турцию проводить тест не требуется.

Как изменились цены на билеты?

Бывший председатель правления Ассоциации туризма КР Талант Токталиев рассказал, что авиабилеты для желающих вернуться в Кыргызстан или, наоборот, уехать из страны, подорожали в три раза.

Цены выросли в три раза! О стоимости перелетов из Кыргызстана
"Билеты на рейсы раскупаются почти мгновенно. Влияет то, что перелеты не планируются на отдаленные даты из-за пандемии. К примеру, билеты на рейсы Москва — Бишкек и Бишкек — Москва выкупают сразу. Из-за необходимости срочного перелета людей не пугает даже цена в 30-40 тысяч сомов. До пандемии билет на такой рейс стоил около 10 тысяч. Во многом цены выросли из-за высокого спроса и низкого предложения. Кроме того, нельзя забывать, что часть посадочных мест в самолете достается людям, которые выкупили билеты еще в марте. Компании не вернули им деньги, а теперь, когда границы открыли, авиаперевозчики должны выполнить обязательства перед клиентами", — объяснил Токталиев.

Он сообщил, что билеты на рейсы в другие страны тоже подорожали. Так, до пандемии перелет из Бишкека в Стамбул и обратно стоил 20 тысяч сомов, а теперь цена выросла до 30 тысяч.

"Однако люди готовы платить. Разумеется, каждый пассажир мотивирован по-своему: одним надо лететь на лечение, другие соскучились по путешествиям, кто-то хочет навестить родных. Подорожали билеты практически по всем направлениям, куда сейчас могут добраться кыргызстанцы. Например, раньше перелет в Ташкент стоил 7 200 сомов, а теперь почти 13,5 тысячи", — рассказал эксперт.

Кыргызстан и Россия планируют увеличить число авиарейсов

По его словам, не изменились лишь цены на билеты в Дубай: сегодня, как и до пандемии, они стоят около 600 долларов.

Глава компании "Авиатраффик" Алик Аскаров уточнил, что из Оша в Москву пока летают только чартерные рейсы, билеты стоят порядка 30 тысяч сомов.

"В чем проблема чартерных рейсов? В одну сторону они летят пустые, а возвращаются с пассажирами. Для наших перевозчиков созданы максимально неудобные условия. Большинство рейсов, которые совершает компания, — чартерные. Сейчас нам дали возможность совершать регулярные рейсы, но лишь раз в неделю. Именно поэтому у офисов авиакомпаний собираются огромные очереди — люди хотят купить билеты, но их нет", — отметил Аскаров.

Он подчеркнул, что билеты на ближайшие даты выкупаются практически сразу.

"Мы, как и другие компании, не можем рисковать и продавать билеты на "дальние" даты. Повторюсь, большинство рейсов, которые совершает компания, — вывозные. То есть из Кыргызстана мы летим в Россию пустыми и там забираем пассажиров, а привезти туда желающих не можем, так как кыргызская сторона договорилась лишь об одном дне в неделю, когда рейсы должны совершаться в оба конца, — это пятница", — пояснил глава "Авиатраффика".

Что с внутренними авиаперевозками?

Представитель компании "Эйр Манас" Данияр Арынов признался, что коронакризис сильно ударил по авиационному бизнесу, как и по другим сферам.

Цены выросли в три раза! О стоимости перелетов из Кыргызстана
"Понятно, что рейсы были отменены, а границы закрыты не по чьей-то прихоти, а по объективным причинам. Конечно, компании оказались в трудном положении. Самолет — не машина, его нельзя поставить в гараж, а потом просто завести, когда надо. Чтобы техника работала исправно, ей нужен уход, который стоит немалых денег. Сейчас рейсы возобновились, но "Эйр Манас" их пока не совершает. Мы обновляем авиапарк, из-за карантина процесс, к сожалению, затянулся", — рассказал Арынов.

К слову, цены на внутренние перелеты почти не изменились. По словам исполнительного директора компании Tez Jet Яна Екимовского, стоимость билетов на внутренние рейсы не превышает 4 тысяч сомов.

"Люди постоянно путешествуют по стране. Не могу сказать, что на каждый рейс удается продать все билеты, однако самолеты по большей части полные. Недавно возобновились рейсы по маршруту Бишкек — Ош — Бишкек, они ежедневные. Из Бишкека в Джалал-Абад и обратно можно улететь раз в неделю, в пятницу; рейсы из столицы в Баткен и обратно тоже выполняются по пятницам", — отметил Екимовский.

Снизятся ли цены?

Директор Агентства гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог КР Курманбек Акышев сообщил, что сейчас ведутся переговоры об открытии большего количества рейсов.

Цены выросли в три раза! О стоимости перелетов из Кыргызстана
"Нам удалось заключить договоренности с несколькими странами. У населения большой спрос на перелеты в Россию, но рейсы в Москву пока выполняются только по пятницам. Вдобавок есть договоренность об организации чартерных рейсов в шесть российских городов", — сказал Акышев.

Он добавил, что сейчас идут переговоры о запуске еще нескольких регулярных рейсов в РФ.

"Для авиаперевозчиков Кыргызстана ситуация очень сложная. Они вынуждены повышать стоимость билетов, так как в одну сторону самолеты летят пустыми. Вероятно, после того как из Бишкека пустят больше рейсов в другие города (в частности, российские), цены на билеты снизятся", — пояснил глава АГА.

Жители каких стран могут приехать в Кыргызстан — инфографика

Данияр Арынов тоже уверен, что только после открытия всех границ цены вернутся на прежние позиции.

"Чтобы цены приблизились к "допандемическим", нужно, чтобы все вернулось на круги своя. Предложение авиакомпаний должно соответствовать спросу. Когда ситуация стабилизируется, авиаперевозчики вновь начнут конкурировать, и билеты подешевеют", — заключил Арынов.

Экспертам пока трудно прогнозировать, когда авиасообщение возобновится в прежнем режиме. Все зависит от эпидемиологической обстановки в мире.