Что такое парламент, как он возник и для чего нужен — справка

В преддверии выборов в Жогорку Кенеш редакция Sputnik Кыргызстан подготовила короткую справку об истории парламентов, собрав интересные факты.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Последние два месяца главный инфоповод в Кыргызстане — выборы депутатов Жогорку Кенеша, которые пройдут 4 октября. За 120 мандатов борются 16 партий. В парламент пройдут те, которые преодолеют избирательный порог (7 процентов от числа проголосовавших и 0,7 процента в каждой области).

Мы решили напомнить об истории возникновения парламентаризма и объяснить, зачем он нужен.

Допарламентские времена

Органы народного представительства существовали еще в глубокой древности. Правда, назывались они иначе и имели разные функции. Так, в Древнем Риме было три вида народных собраний, самое важное из которых — трибутные комиции. Они составляли и принимали законы, назначали некоторых чиновников, в том числе военных, решали судебные вопросы. Был и сенат, он предварительно рассматривал законопроекты, которые затем поступали народному собранию, занимался военными и финансовыми вопросами, внешней политикой. Первоначально в сенат входили исключительно патриции, позже туда начали допускать и плебеев. Но сенат не был народным собранием, хотя, конечно, имел ряд функций современного парламента.

В эпоху раннего Средневековья большую роль в государствах играли народные собрания. У славян, например, они назывались вече, в нем имели право участвовать главы свободных семей. Наиболее сильное вече было в Новгородском государстве (фактически республика), оно решало даже вопросы войны и мира.

В других европейских странах также имелись подобные собрания. Например, в Англии был витенагемот, состоящий из представителей духовенства и знати, который давал советы королю, подтверждал его решения. Еще одна функция — утверждение нового короля.

Одним из первых парламентов считается и альтинг (Исландия), который появился в X веке. Это собрание всех свободных мужчин, имевшее судебные и законодательные функции. Отметим, что в Исландии тогда не было монархии и центрального правительства, поэтому альтинг был очень важен.

О количестве нарушений во время предвыборной гонки рассказал вице-премьер

Что было у древних кыргызов

Курултаи и народные собрания, являющиеся формами всенародного волеизъявления, обычно проводились один раз в год, на них обсуждались важные вопросы повседневной жизни.

Во время Великодержавия кыргызов существовал совет аксакалов при кагане, состоявший из вождей племен, он исполнял обязанности консультативно-совещательного органа.

Первый парламент

Как видим, "прообразов" современного парламента было много. Но первое собрание, которое получило название "парламент", сформировали в Англии (от французского parler — говорить, так как вся знать в стране тогда говорила на французском).

В начале XIII века бароны обязали короля Иоанна I (Джон Безземельный) подписать Великую хартию вольностей. Согласно ей, монарх не мог вводить новые налоги без согласия "общего совета королевства". Уже при его сыне Генрихе III бароны во главе с Симоном де Монфором смогли создать парламент, в который, кроме представителей духовенства и высшей знати, попали по два рыцаря от каждого графства и по два жителя каждого крупного города. Победив де Монфора, следующий английский король Эдуард I все равно был вынужден созывать парламент, чтобы получать согласие на новые налоги и субсидии. Отметим, что претенденты на престол во времена Алой и Белой розы старались подкрепить свои претензии и закрепить захват трона парламентскими актами.

Парламенты были и в других странах. В Испании — кортесы, во Франции — Генеральные штаты. Последний в начале XIV века создал король, чтобы иметь дополнительную поддержку во время борьбы с папой римским.

Интересно, что во Франции, помимо штатов, были региональные парламенты, самым влиятельным из которых стал парижский. Но он, несмотря на свое название, являлся судебным органом. Еще более интересный факт: место в парижском парламенте можно было купить, а действующий член имел право передать его по наследству своему сыну. При этом была неплохая скидка — требовалось уплатить лишь одну шестидесятую часть стоимости.

Как распределят мандаты в ЖК и сколько их может получить одна партия

Парламенты в Кыргызстане: советский период и время независимости

24 июня 1938 года впервые состоялись общенародные выборы в Верховный Совет Киргизской ССР. Всего в советское время было 12 созывов, последний из которых известен как "легендарный" парламент. Именно он принял Декларацию о независимости КР и избрал первого президента — Аскара Акаева. Количество депутатов в советской Киргизии менялось, в первом созыве было 284 человека, а затем число выросло до 350. Причем Верховный Совет работал не постоянно, а собирался на сессии два раза в год и состоял из представителей рабочих профессий. Правда, между сессиями работал Президиум ВС.

В 1995 году был избран первый созыв Жогорку Кенеша (сейчас мы выбираем седьмой). Первые два парламента стали двухпалатными: они состояли из Законодательного собрания и Собрания народных представителей. Все остальные созывы были однопалатными, а начиная с четвертого ЖК избирался по партийным спискам (до этого выборы проводили по округам). Число депутатов менялось от 60 (в первом созыве) до 120 (в двух последних). До конца срока не доработали три созыва: "легендарный" парламент (из-за самороспуска), третий и четвертый (из-за апрельской революции).

Неприятная правда о депутатах — крик души заслуженного юриста Кыргызстан

Каковы функции Жогорку Кенеша

У отечественного парламента много полномочий. Перечислим только основные:

  • принимает законы, ратифицирует и денонсирует международные договоры;
  • решает вопросы об изменении границ;
  • утверждает республиканский бюджет;
  • издает акты об амнистии;
  • выбирает премьер-министра и членов правительства (кроме глав ГКНБ и ГКДО);
  • может отправить правительство в отставку;
  • одобряет назначение и снятие генпрокурора, председателя Нацбанка и судей Верховного суда;
  • вводит чрезвычайное положение, утверждает или отменяет указы президента по этому вопросу;
  • решает вопросы войны и мира, введения военного положения, объявления состояния войны, утверждения или отмены указов президента по этим вопросам;
  • решает вопрос о возможности использования Вооруженных сил за пределами КР;
  • может лишить бывшего главу государства статуса экс-президента.