Накормить Китай: самые интересные моменты с форума КНР — ЕАЭС

Китай сближается со странами ЕАЭС. Это, безусловно, важно для Кыргызстана, так как, с одной стороны, республика — член ЕАЭС, а с другой — сосед Поднебесной. Читайте в обзоре Sputnik Кыргызстан самые интересные моменты с форума КНР — ЕАЭС.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Два дня шел форум "Сопряжение Евразийского экономического союза и китайской инициативы "Один пояс — один путь". Несмотря на длинное и скучноватое название, там было немало интересных и даже откровенных заявлений. Их полезно было услышать не только людям, увлекающимся политикой и экономикой, но и бизнесу, в том числе связанному с торговлей. Sputnik Кыргызстан подготовил обзор с форума, который прошел в уже привычном онлайн-формате.

Сотрудничеству тысяча лет

Об этом, как ни странно, заявил не представитель Китая, а министр экономики КР Санжар Муканбетов. Он сказал, что Китай и страны ЕАЭС имеют давние экономические и исторические предпосылки для развития интеграции.

Накормить Китай: самые интересные моменты с форума КНР — ЕАЭС
"Наша интеграция началась не вчера, она проистекает из истории с тысячелетними корнями. Когда-то уже была сопряженность двух цивилизационных пространств в рамках Великого Шелкового пути", — заявил министр.

КАК ИЗМЕНИЛИСЬ ОБЪЕМЫ ТОРГОВЛИ

Все стороны признают, что объемы торговли упали, но даже этот факт показал одну интересную вещь. Так, в январе-августе этого года на Китай приходилось 20,1 процента внешнеторгового товарооборота ЕАЭС. Такие цифры привел член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев.

Накормить Китай: самые интересные моменты с форума КНР — ЕАЭС
"С учетом падения деловой активности в мире вплоть до середины II квартала текущего года считаю сокращение взаимного товарооборота между ЕАЭС и КНР на 6,3 процента незначительным", — сказал Слепнев.

К триллионным потерям могут привести действия ряда стран — министр ЕЭК

В свою очередь заместитель министра коммерции КНР Ван Шоувэнь рассказал, что объемы торговли со странами ЕАЭС снизились, но не так сильно, как с другими государствами, что укрепило положение Китая как крупнейшего торгового партнера союза.

Накормить Китай: самые интересные моменты с форума КНР — ЕАЭС
"Китай готов работать с государствами союза, углублять экономическое сотрудничество, расширять двустороннюю торговлю с учетом того, что у него огромный рынок. Важно также наращивать взаимные инвестиции, активно улучшать деловую среду, углублять сотрудничество в производстве, строительстве, инфраструктуре и сфере услуг", — продолжил Шоувэнь.

Китай готов работать со всеми странами союза, чтобы справиться с вызовами, для процветания и лучшего будущего евразийского региона, заверил китайский замминистра.

Но падают не все сегменты торговли. По данным замглавы Минсельхоза России Сергея Левина, в этом году российский экспорт продуктов питания в Китай увеличился на 25 процентов относительно аналогичного периода прошлого года.

Накормить Китай

Не секрет, что Китай с его большим рынком представляет немалый интерес, в том числе для производителей продуктов питания, причем КНР явно не против этого интереса.

Например, Слепнев отметил "реальные шаги Китая" по открытию своего рынка для поставок мясной продукции. По его словам, поставки мяса птицы выросли в 3,6 раза и он надеется на скорое решение по экспорту свинины.

"ЕАЭС, как договаривались наши лидеры, готов сыграть свою роль в обеспечении продбезопасности Китая как надежный поставщик высококачественной и востребованной продукции", — заверил Слепнев.

Кыргызстан хочет продавать "особый бренд" Китаю — о чем речь

Работает над поставками и Кыргызстан. По данным замглавы Минсельхоза Амангелди Исаева, республика в прошлом году продала сельхозпродукции на 28 миллионов. Идет работа над расширением списка разрешенных товаров.

"На стадии согласования вопрос поставок сельхозкультур, представляющих особый бренд Кыргызстана: фасоли, картофеля, яблок, абрикосов и других", — пояснил замминистра.

Кыргызстан в своих планах освоить китайский рынок, разумеется, не одинок. Даже далекая от Поднебесной Армения планирует до 2023 года увеличить поставки вина в КНР до 7-8 миллионов бутылок в год.

В Китае же будет расти спрос на сельхозпродукцию, прогнозирует заместитель председателя совета директоров крупной компании СOFCO International Сун Сюаньи.

"Спрос на сельхозпродукцию будет расти — это тенденция и китайского, и мирового рынков. В 2019 году наша компания закупила 322 тысячи тонн пшеницы, масла и других продуктов из стран ЕАЭС на 110 миллионов долларов", — сказала Сюаньи.

Пандемия — это не всегда плохо

С таким на первый взгляд парадоксальным выводом выступили несколько значительных спикеров. В их числе министр ЕЭК Слепнев, который сперва перечислил ряд негативных факторов, в том числе снижение объемов торговли.

"Тем не менее есть и позитивные факторы. Вырос на 2,5 процента сырьевой неэнергетический экспорт, это немало. Надеемся, что по мере восстановления цен окажемся в лучшей ситуации. Несмотря на снижение спроса, увеличиваем долю на рынке", — отметил он.

По данным Слепнева, есть и существенный рост поставок агропродовольственной продукции: поставки подсолнечного масла выросли на 40 процентов, пшеницы — на 6,5 процента, сахара почти в девять раз, а мяса птицы — в 2,2 раза.

С ним согласен заместитель министра иностранных дел РФ Игорь Моргулов.

"Пандемия выступила катализатором целого ряда процессов, которые могут изменить нашу жизнь к лучшему, как это нb парадоксально. Прежде всего это цифровизация всех сторон нашей жизни. Тут мы видим серьезный прогресс, изменения в укладе нашей жизни. Также можно наблюдать трансформацию глобального геополитического ландшафта, формирование более демократичного мироустройства", — сказал Моргулов.

10 триллионов долларов возможных потерь

Пандемия стала катализатором перехода к новому технологическому и соответственно экономическому укладу, заметил министр ЕЭК Слепнев. В этом есть возможности и вызовы.

"Основной риск — обострение политических и торговых конфликтов, повышение раздробленности международной жизни и сотрудничества. Мир требует координации всех участников, и только так можно дать ответ вызовам. Если решения не будут найдены, мы замкнемся в пределах своих международных рынков, такие риски существуют в экономиках ряда стран. Безусловно, все мы в чем-то из-за этого потеряем", — сказал Слепнев.

Министр отметил, что ЕАЭС и Китай больше многих других стран готовы к такому сценарию вследствие высокой самодостаточности в энергетике, промышленности и базовых технологиях.

"Но протекционизм вряд ли является выходом из кризиса. Эксперты подсчитали, что при таком сценарии замкнутости до 2025 года мировой глобальный продукт потеряет 10 триллионов долларов. Это огромные деньги, которые могли быть направлены на развитие и переход на новый технологический уклад", — заявил Слепнев.

Его тревожит, что многие крупные и развитые игроки используют пандемию и замкнутость для попытки "пересборки своей экономики на новом технологическом укладе". Они используют слабость ВТО, экологические и политические лозунги, чтобы добиться каких-то преимуществ. Слепнев верит, что такому сценарию можно будет противопоставить сотрудничество в реализации трансграничных проектов. Такой региональный уровень взаимодействия между ЕАЭС, Евросоюзом и Китаем может быть почвой для реализации большого количества проектов.

Против протекционизма выступил и замминистра коммерции Китая Ван Шоувэнь.

"Надо выступать против протекционизма, поддерживать свободную торговлю, придерживаться ценностей ВТО, сохранять рынок открытым", — сказал представитель КНР.

В ЕЭАС для грузов хотят использовать навигационные пломбы. Что это такое

Что заявил Кыргызстан

Министр экономики Санжар Муканбетов рассказал, что для укрепления торговых отношений между ЕАЭС и Китаем нужны сокращение барьеров, поощрение взаимного экспорта, создание совместных производств, реализация намеченных проектов. Все это окажет положительное влияние в условиях текущего кризиса, отметил он.

Также Кыргызстан намерен если не ворваться, то "постучаться в дверь электронной коммерции, которая реализуется между ЕАЭС и Китаем".

Необходимым и важным для страны является строительство железной дороги Китай —Кыргызстан — Узбекистан.