Несмотря на вторую волну пандемии коронавируса, международная экономика начинает восстанавливаться, правда, пока на уровне отдельных секторов. К такому выводу пришли участники онлайн-форума "Сопряжение ЕАЭС и китайской инициативы "Один пояс — один путь".
Снижения ВВП избежать не удалось
Сокращение деловой активности ударило по всем странам мира, из-за транспортных ограничений прежде всего снизились продажи топлива и нефтяных продуктов. Для стран —членов ЕАЭС сырьевой сектор один из самых важных в категории экспорта. Поэтому в ЕЭК ожидают, что для союза год закончится спадом ВВП.
"Мы видим снижение ВВП по всему миру. В еврозоне ожидается снижение на более 8 процентов, в США — 4,3. Что касается Евразийского экономического союза, мы ожидаем, что закончим год со спадом 3,2 процента. Да, спад ниже, чем у других, и все-таки это спад, а не рост", — заявил министр торговли Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев.
Данный прогноз уже отчасти подтверждают показатели экономики Кыргызстана за 9 месяцев текущего года.
"Спад составил минус 6 процентов, — рассказал министр экономики республики Санжар Муканбетов. — Наблюдается и отток прямых иностранных инвестиций. Правительство подготовило антикризисные планы, однако политические события в октябре (протесты и политический кризис после выборов в парламент. — Ред.) также негативно отразились и будут отражаться на экономике Кыргызской Республики. До конца года предполагается спад до 8 процентов".
Кыргызстан хочет продавать "особый бренд" Китаю — о чем речь
Не стала исключением и Беларусь, где за 9 месяцев снижение ВВП составило 1,3 процента. Больше всего сократились белорусские поставки нефтепродуктов и калийных удобрений за рубеж. Об этом рассказал первый заместитель министра иностранных дел Беларуси Александр Гурьянов.
"Мы не практиковали локдаун (закрытие предприятий целого ряда сфер экономики. — Ред.), но из-за ситуации на ключевых рынках экспорт снизился на 16 процентов, и большое падение произошло на западном направлении", — сообщил он.
Экспорт растет
Несмотря на пандемию, рост несырьевого экспорта из стран ЕАЭС вырос на 2,5 процента. По словам Андрея Слепнева, с начала года производство агропродовольственной продукции увеличилось на 5 процентов. При этом экспорт подсолнечного масла возрос на 40 процентов, а сахара — почти в 9 раз.
Более чем в два раза выросли поставки мяса птицы, и значительную роль здесь сыграл Китай.
ЕАЭС готов помочь Китаю обеспечить продовольственную безопасность — министр
"Рост поставок мяса птицы в Китай увеличился в 3,6 раза. Надеемся на скорое решение и по поставкам безопасной в ветеринарном отношении свинины", — отметил член ЕЭК.
Сотрудничество с Китаем способствует и развитию электронной торговли в Казахстане, считает министр торговли и интеграции республики Бахыт Султанов.
По его словам, в прошлом году 50 казахстанских компаний при поддержке властей страны стали членами ведущей торговой площадки Китая "Alibaba.com". Данные компании получили статус золотого поставщика и смогли заключить экспортные контракты на общую сумму 1,7 миллиона долларов.
Китай поможет стабилизации?
КНР является крупнейшим торговым партнером для союза. 20 процентов товарооборота ЕАЭС приходится на торговлю с Китаем. По данным министра РК Бахыта Султанова, в 2019 году товарооборот ЕАЭС и Китая составил 133 миллиарда долларов.
К триллионным потерям могут привести действия ряда стран — министр ЕЭК
"С января по август торговля несколько снизилась, но эти темпы меньше, чем у других стран, — сказал заместитель министра коммерции КНР Ван Шоувэнь. — В тот же период инвестиции Китая в союз росли вопреки тенденциям и достигли 710 миллионов долларов, показав рост на 7,9 процента".
По мнению министра КР Санжара Муканбетова, стратегически важно строительство железной дороги между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном — это позволит расширить экспортный потенциал стран-участниц.
Китай готов расширять торговлю с ЕАЭС — замминистра коммерции
Бороться с последствиями пандемии в зоне ЕАЭС удается еще и благодаря сотрудничеству государств — членов союза. Как рассказал Андрей Слепнев, ЕЭК оперативно реагировал на кризисные явления, создавая зеленые коридоры для импорта критически важных товаров и уделяя особое внимание продовольственной безопасности в ЕАЭС.
"Безусловно, коронавирус — это вызов, но международная экономика постепенно адаптируется. Массовых карантинных режимов и повальных локдаунов уже не наблюдается. Пандемия стала катализатором изменений в логистике, осмыслении рисков международных кооперационных цепочек и цифровизации. У нас насыщенная повестка торговых переговоров. Мы укрепляем связи с Индией, Китаем, Ираном, странами Африки и открыты к взаимодействию с Европейским союзом", — заявил Слепнев.