Радио Sputnik Кыргызстан

Как место на карте влияет на богатство страны — об экономике и не только

Гость и ведущие программы "Об экономике и не только с Кубатом Рахимовым" обсудили различия в благосостоянии стран относительно их географического положения.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Как место на карте влияет на богатство страны — об экономике и не только

На благосостояние государства влияют многие факторы, но расположение зачастую играет одну из ключевых ролей. По статистике самые богатые страны находятся в умеренных климатических зонах, тогда как тропические редко могут похвастать высоким уровнем экономики. То же самое и с удаленностью от моря: большинство богатых стран связаны с ним не только географически, но и исторически. Сейчас по морским путям проходит подавляющая часть грузопотока, однако так было не всегда.

В беседе на радио Sputnik Кыргызстан профессор КРСУ, академик Российской академии естественных наук Мурат Суюнбаев подчеркнул, что во времена Великого Шелкового пути территория Центральной Азии была едва ли не самым развитым регионом мира.

Как место на карте влияет на богатство страны — об экономике и не только
"Центральная Азия была буфером между двумя великими империями — римской и китайской. Находясь на пути транзита, страны не только обогащались посредством торговли, но и обменивались научными знаниями и культурным опытом. Цепочкой вдоль пути от Китая до Каспийского моря стояли города, где работали ученые, которые оставили значительный след в мировой науке и на столетия обогнали Европу. Все изменилось с открытием португальцами морских путей вокруг Африки", — рассказал Суюнбаев.

По его словам, это был пример того, что страны, которые находятся на транзитной территории, быстро развиваются, а государствам, находящимся в транспортном тупике, приходится сложно.

Советник премьер-министра по экономике Кубат Рахимов заявил, что, несмотря на отдаленность от моря и преимущественно горную территорию, Кыргызстан может стать частью глобальных экономических коридоров.

"Я далек от надежд на то, что нам уступят долю транзита, которая сейчас идет из Китая через Казахстан, в краткосрочной перспективе. Однако грузопоток будет только расти, и со временем потребуются дополнительные пути, а Кыргызстану хватило бы десятой доли процента такого транзита, чтобы получать большую выгоду для своей экономики. Также активная временная трудовая миграция позволяет нам быстрее адаптироваться к мировым экономическим процессам", — отметил Рахимов.

Он добавил, что Кыргызстану важно развивать сотрудничество с разными объединениями, чтобы иметь возможность пользоваться выходами на мировые рынки.