Надо быть одновременно китайцем и не совсем китайцем, чтобы заметить этот феномен: семья в США и Великобритании становится другой, более "азиатской", пишет колумнист РИА Новости. Но житель Гонконга, обозреватель крупнейшей местной газеты South China Morning Post Алекс Ло имел все возможности зависнуть между двумя мирами: учился в Англии в те времена, когда Гонконг был еще британской колонией. После этого стал большим патриотом Азии — и Китая в частности — но сохранил острый взгляд и на происходящее в западной цивилизации.
Отталкивается он от случайного письма читателя насчет того, что в Гонконге сегодня родителям приходится очень долго содержать выросших детей, хотя классическая конфуцианская традиция предполагает, что должно быть наоборот. А дальше вместо того чтобы писать о прошлогодних молодежных бунтах, во многом вызванных неясностью перспектив для выпускников, особенно идейных радикалов, автор поднимает свежую статистику — американскую и британскую. И получается, что если после Второй мировой типичная семья в этих странах стала меньше — два человека плюс маленький ребенок (дети), то сегодня она возвращается к довоенной ситуации — минимум три поколения под одной крышей.
К тому, что эта "классика" значила для западных и восточных обществ, мы еще вернемся, а пока о цифрах, которые приводит автор. Британские данные: 3,5 миллиона взрослых детей (до 29 лет) все еще живут с родителями, но это не главное. Важнее то, что численность таких увеличилась на треть за последнее десятилетие. В США то же, но обратите внимание на темпы: в феврале 47 процентов молодых людей все еще оставались под родительской крышей, но в июле их стало 52 процента. Ну и есть множество данных, как родители в обеих странах вынуждены помогать отпрыскам, даже живущим отдельно.
Почему это для нас важно? По двум причинам. Первая — полезно знать, что происходит внутри западной группы государств по экономической части. Помнится, пик разговоров на эту тему пришелся на времена британского референдума о выходе из Евросоюза и избрания Дональда Трампа президентом — и то, и другое от 2016 года. Тогда было очень много данных о разгроме и об обнищании как среднего, так и бедного сословия при обогащении и без того богатых. То, что детям трудно оторваться от родителей — для этого уже нет денег и возможностей, — часть картины.
А вторая причина нашего любопытства еще интереснее: что в головах у людей, с желанием или без оказывающихся в одной большой "азиатской" семье? И вот тут все очень-очень сложно.
Ответов на эту загадку много. Например, что ситуация на Западе похожа на культурную революцию в Китае, когда детей натравили на родителей, то есть классовая борьба проходила и дома. Но вообще-то созданный консерваторами образ "снежинки", типичного, ни на что не годного молодого человека, жаждущего жить на пособие и боящегося жизни, секса, ранения своих чувств и прочего, — это все происходит в коммунах типа студенческих общежитий, а не по домам. А вот вполне реальный феномен роста молодежного консерватизма… Не связан ли он с тем, что эти люди ближе к прежним поколениям и лучше их воспринимают? Загадка. Может, это разные молодые люди, расходящиеся в ценностях все дальше.
Но нет никаких загадок с тем, что укрепление семьи — одно из ключевых направлений кампании, идущей сейчас по всем США: она направлена на создание невиданно мощного консервативного фланга общества с желательной переделкой Республиканской партии, которая не проявила бойцовских качеств в позорной истории с украденными выборами.
Американцы ощущают себя оккупированными и перечитывают классику
Или эпизод с конференцией, проводившейся одним из многочисленных правых СМИ — журналом The American Conservative. Открывается конференция выступлением евангелического проповедника Хайнриха Арнольда, который говорит нужные слова: что семья есть союз мужчины и женщины, что она дает основы настоящего образования, что речь обязательно о большой семье (из нескольких поколений), что нужно противиться демонтажу семьи… И в подтверждение своих слов цитирует, представьте, Конфуция! Чтобы спасти мир, надо спасти государство, для спасения государства надо привести в порядок семью, а для этого — навести порядок в собственном сердце.