Предпринимательницы рассказали Sputnik Кыргызстан о плюсах бизнеса на периферии, а также поделились историями, как бабушки и дедушки впервые в жизни пробовали кофе и пиццу.
— Почему вы решили открыть пиццерию именно в Кочкоре?
Жанаркуль: Я родилась и выросла здесь, образование получала в Бишкеке, но все равно при первой же возможности возвращалась на малую родину. Работала в сфере туризма, из-за пандемии и закрытия проектов вернулась домой.
В Бишкеке мы привыкли проводить время в разных заведениях, а тут нет таких мест, куда можно прийти на весь день с ноутбуком, чтобы работать или учиться.
Бермет: Мы решили поэкспериментировать и открыть кафе, отличающееся от тех, что здесь есть. Хотелось готовить вкусный кофе и печь хорошую пиццу.
В сентябре я переехала в Кочкор, с тех пор мы основательно работали над тем, чтобы открыть свое заведение. Плюсов ведения бизнеса в регионах много. Наша пиццерия стала первой в Кочкоре, местные жители реагируют на заведения такого рода очень тепло. В столице все к ним привыкли, никого не удивишь пиццей и вкусным кофе, а здесь это в новинку.
— Сколько денег понадобилось на открытие своего дела?
Жанаркуль: У нас были кое-какие сбережения, недостающее заняли у родственников. Сумму, которую мы потратили на открытие пиццерии, называть не будем — коммерческая тайна (смеется).
Бермет: Нам пришлось пройти целую череду препятствий. Первое — это карантин и запрет на какие-либо передвижения. Потом, когда открыли границы, мы смогли закупить необходимое оборудование и даже заказать кое-что из Казахстана. Затем предстоял ремонт. Тогда-то мы и узнали, как устанавливать розетки и для чего нужны дрель и перфоратор.
— Кафе заработало, когда в стране начались народные волнения. Вас каким-то образом коснулась смена власти?
Жанаркуль: Думаю, простых людей, как мы, октябрьские события затронули в меньшей степени. У нас только сменился глава айыл окмоту. Все разворачивалось в Бишкеке или на крупных предприятиях в регионах. У нас такого нет, и бояться нам было нечего. Невзирая ни на что, мы открылись 7 октября.
— Как местные жители отреагировали на открытие нетипичного кафе в Кочкоре?
Бермет: К нам приходят апашки и аташки, которые только по телевизору слышали про пиццу, американо и латте. Сначала они немного стесняются, посмотрев меню, осторожно заказывают пиццу и просят объяснить, что такое капучино. Делая заказ, говорят, что хотя бы раз в жизни попробуют это. Когда я рассказываю гостям, что такое пицца и какой кофе мы готовим, счастливее меня нет на свете. Так приятно, что эти люди пришли к нам, чтобы попробовать другую еду. Лучше может быть только момент, когда они возвращаются.
Первое время бабушки и дедушки, заказывая кофе, думали, что мы продаем обычный "три в одном". Мы каждый раз объясняли, что это за напиток. Очень приятно наблюдать, как они впервые пробуют, например, капучино, и им нравится.
— Многие люди, открывающие бизнес в Кыргызстане, жалуются, что это очень сложно из-за бюрократической волокиты. С какими проблемами столкнулись вы?
Жанаркуль: У нас все прошло достаточно легко, возможно, в Бишкеке вести бизнес труднее. В Кочкоре мы все сделали быстро.
Здесь вообще все делается быстро. Чтобы уплатить налоги, надо потратить несколько минут. То же касается любых вопросов по отчетам. Если что-то непонятно, всегда можно обратиться к местным специалистам, и они помогут. Населенный пункт небольшой, смысла вставлять палки в колеса никто не видит. Наоборот, при возникновении каких-то проблем люди всегда пытаются помочь их решить.
— Дорого было нанимать повара и официантов?
Бермет: Я четыре года жила в Италии. Если честно, тогда не задумывалась, как готовить пиццу, — ее было много, и стоила она копейки. Там я научилась одному — отличать хорошую пиццу от плохой с первого укуса (смеется). Чтобы она получилась идеальной, очень важно правильно выбрать муку.
Мы сделали по одной пицце из всех видов муки, которые здесь продаются, и определили для себя идеальную. Можно сказать, что мы самоучки: методом проб и ошибок пришли к идеальным рецептам пицц, которые нравятся не только нам, но и гостям.
— Чего никогда не будет в вашем кафе?
Бермет: Клиенты просят установить ширмы, как обычно делают в чайхане. Некоторым посетителям нравится уединяться компанией. Мы не хотим идти на компромисс — у нас очень маленькое кафе, и ширмы будут смотреться нелепо. Еще нам хочется, чтобы гости были открыты друг другу.
Жанаркуль: Мы не продаем водку. У нас можно пить вино или пиво, но мы против крепкого алкоголя. Посиделки с водкой часто плохо заканчиваются, а мы этого не хотим. Еще не будем продавать кофе "три в одном", как бы ни просили клиенты.
Бермет: Кроме того, в заведении можем принимать только до 10 человек. У нас не много мест, и сейчас мы соблюдаем эпидемиологические правила.
— Какой совет можете дать начинающему предпринимателю?
Бермет: Дело начинается с вас, очень важно, как вы будете настроены. Надо составить адекватный бизнес-план, просчитать возможные риски. Многое может произойти, лучше быть готовым к этому.
Жанаркуль: Говорят, сейчас не самое подходящее время открывать свое дело. Два месяца назад в Кочкоре только в нашем кафе пекли пиццу, а сейчас уже пять заведений сменили профиль и стали популярными.