Мечта с "генетическими косяками" — США опять отложили производство F-35

Примерно половина парка F-22 Raptor находится в нерабочем состоянии, а история с новейшим истребителем F-35 Lightning II развивается в том же русле, и Пентагон по ремонту F-35 отстает от графика на шесть лет, пишет обозреватель.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Александр Хроленко, военный обозреватель

Министерство обороны США в очередной раз отменило начало серийного производства F-35 Lightning II. Истребитель не готов к боевым испытаниям, которые должен был преодолеть еще четыре года назад. Соединенные Штаты явно переоценили свои технологические возможности, и в январе 2021-го "самая масштабная оружейная программа в мировой истории с оценочной стоимостью более $ 1,6 трлн" зависла на отметке 615 мелкосерийных модификаций F-35 "пятого поколения" с большим количеством "генетических косяков".

Заместитель министра обороны США по закупкам и обеспечению Эллен Лорд отменила запланированное на март 2021 года начало серийного производства F-35 Lightning II. Главная причина — технические проблемы. Истребитель имеет ряд серьезных недостатков и не доказал свою эффективность в борьбе против современных систем ПВО.

Различные модификации F-35 выпускаются с 2011 года, истребитель официально поступил на вооружение в 2014-м. На сегодня построено более 600 из плановых 3 200 "невидимок", но официальное решение Пентагона о серийном производстве F-35 — это гарантия боевой готовности истребителя, предназначенного для решения серьезных задач, "знак качества" для иностранных заказчиков и американских налогоплательщиков, а также подтверждение эффективности производства и послепродажного технического обслуживания. Нет решения Минобороны США — нет высокой боеготовности, истинного качества и спроса за рубежом.

"Папа", "мама", "он", "она" — непечатные слова
Перспективы F-35 непрозрачны, положительное решение Пентагона сдвигается во времени несколько лет подряд. Пройдут месяцы до того, как назначенная администрацией избранного президента Джо Байдена новая команда специалистов получит всю информацию для независимой технической экспертизы и принятия решения о серийном производстве F-35 — до 2046 года. Вывод "невидимок" из эксплуатации намечен с 2070-го. Планы фантастические, а практическая эксплуатация разочаровывает специалистов. F-35 Lightning II по многим параметрам недотягивает до пятого поколения: дозвуковая крейсерская скорость, видимость на радарах, высокая аварийность. Сертификация самолета-носителя ядерного оружия запланирована на январь 2023 года, но после всех неудач F-35 и этот рубеж могут сдвинуть.

Американская мечта

Эксплуатационные расходы F-35 Lightning II намного выше, чем у истребителей четвертого поколения, что заставляет государственных чиновников усомниться в целесообразности приобретения большого количества "невидимок".  Однако инвестиции в программу F-35 настолько значительны, что отменить ее невозможно. Кроме США, вложили деньги Бельгия, Великобритания, Польша, Италия и другие страны, но не в коня корм. Американский журнал Military Watch 3 января сообщил: единственный в западном мире истребитель пятого поколения F-35 "очень далек от полной боевой готовности и может оказаться непригодным для боевых действий высокой интенсивности до 2025 года".

Официальные лица, отвечающие за программу производства F-35, уже четвертый год не могут точно определить дату готовности истребителя к боевым испытаниям. Не готов даже симуляционный центр для проверки сложных систем вооружения "Молнии". Из-за нехватки запасных частей в 2020 году подрядчик снизил темпы производства. Ранее Министерство обороны США неоднократно отказывалось принимать новые F-35 из-за технологического брака (от коррозии корпуса до программного обеспечения), обнаруженного в двух сотнях машин "пятого поколения". В отчете Пентагон отмечал, что срок службы F-35 "может составлять всего 2 100 летных часов". Изначально истребитель разрабатывался с расчетом на 8 000 летных часов (до сорока лет службы).

Кто выживет в новом мире — будущее Кыргызстана и других стран в ЕАЭС
При таком букете недостатков десятки истребителей F-35 разных модификаций парадоксальным образом продаются зарубежным партнерам и эксплуатируются в восьми странах (включая США). Своих "невидимок" ожидают сегодня военно-воздушные силы Великобритании, Греции, Дании, Израиля, ОАЭ, Катара и Японии. К примеру, только ВВС Израиля заказали 50 истребителей F-35 и желали бы приобрести еще два десятка "невидимок". Пилотированию "молний" обучены более 1 200 летчиков, а 10 тысяч техников — обслуживанию F-35. На этом фоне фирме Lockheed Martin даже удалось снизить цену для модификации F-35A с первоначальных 250 миллионов долларов до 80 миллионов. Американский маркетинг заметно превосходит уровень технологий в США. Крылатой мечте или "Молнии" не обязательно хорошо летать, если она успешно продается.

Вредный приспособленец

Серия катастроф F-35 Lightning II позволяет прогнозировать непростую судьбу машины в предстоящие годы. И если новейший американский истребитель технологически уязвим в условиях мирной эксплуатации, для него заведомо плохо закончится встреча в боевой обстановке, к примеру, с российским истребителем пятого поколения Су-57, зенитной ракетной системой С-400 или средствами радиоэлектронной борьбы. "Невидимке" приходится приспосабливаться к суровой реальности.

Количество ключевых недостатков американского истребителя "пятого поколения" удалось снизить до пяти, хотя и это очень много для машины ценой от 80 миллионов долларов (модификация для ВВС) до 30 миллионов (модификация для ВМС). Сверхзвук угрожает разрушением планеру, стелс-покрытию и антеннам в хвостовой части самолета. Однако Пентагон не враг Lockheed Martin и лояльно подкорректировал эксплуатационные характеристики F-35, который сегодня считается дозвуковым истребителем, способным на короткие ускорения. Специальная инструкция определяет количество секунд, разрешенных для ускорения до 1,2 Маха модификациям для ВМС (F-35B) и морской пехоты (F-35C). Оказывается, можно устранять недостатки конструкции и таким образом.

Час иноагента: чего они боятся
Напомню, ранее было признано неудачным создание американского истребителя пятого поколения F-22 Raptor. Ненадежное радиопоглощающее покрытие, видимость F-22 на радарах метрового диапазона, радиус действия до 750 километров, космическая цена серийной машины в 350 миллионов долларов привели к сворачиванию в 2009 году программы на отметке 25 процентов от плана, и было выпущено всего 187 истребителей. Жизнеспособность всей программы F-22 в значительной степени подорвало и дорогостоящее техническое обслуживание. По данным Счетной палаты правительства США (GAO) от 29 ноября 2020 года, главный истребитель ВВС США пятого поколения F-22 Raptor неизменно оставался худшим самолетом с точки зрения боевой готовности из-за чрезвычайно высоких требований к техническому обслуживанию и эксплуатационных расходов. Если в мирное время в рабочем состоянии находится примерно половина парка этих машин, что будет на войне?

В случае с новейшим истребителем F-35 Lightning II история развивается в том же русле. Счетная палата правительства США ранее отметила, что техническое обслуживание F-35 оставляет желать лучшего, а возможности Пентагона по ремонту F-35 отстают от графика на шесть лет. По мнению заместителя министра обороны Эллен Лорд, военные не могут позволить себе расходы на содержание F-35: "Поддержка новейшего и самого сложного истребителя вооруженных сил станет серьезной проблемой в последующие годы… и, вероятно, будет продолжать подрывать боевую готовность".