Кто будет вместо сильного премьера — проект Конституции о судьбе правительства

На сайте Жогорку Кенеша опубликован проект новой Конституции КР. Он предполагает большие изменения в работе исполнительной власти.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Что будет с правительством, как изменится работа министров и какими полномочиями будет обладать глава кабинета, выяснил Sputnik Кыргызстан, изучив проект нового Основного закона.

Как будут называться должности

Предлагается, что вместо правительства в Конституции будет указан кабинет министров, который состоит из председателя, его заместителей и других членов.

Сейчас правительство состоит из премьер-министра, вице-премьер-министра, министров и председателей государственных комитетов. Его структура включает министерства и государственные комитеты.

Кто главный

Предлагается: исполнительную власть осуществляет президент. Он определяет структуру и состав кабинета министров. Все члены последнего назначаются президентом с согласия Жогорку Кенеша. Глава государства дает поручения кабинету министров и контролирует его работу. Он же председательствует на заседаниях кабмина и несет персональную ответственность за результаты его работы.

При этом, если парламент признает отчет об исполнении республиканского бюджета неудовлетворительным, вопрос об ответственности членов кабмина рассматривает президент.

Вместо сильного (по действующей Конституции) премьер-министра предлагается позиция с другим названием и уровнем полномочий — председатель кабинета министров, который является руководителем администрации президента. Он организует работу кабмина и несет за нее ответственность перед президентом.

Проект новой Конституции Кыргызстана, предложенный КС, — 4 озвученных момента
Сейчас: исполнительную власть осуществляет правительство, которое возглавляет премьер-министр. Кандидатуру на его должность выдвигает фракция Жогорку Кенеша, имеющая больше половины депутатских мандатов или коалиция фракций с ее участием. Кандидат вносит на рассмотрение в парламент структуру, состав и программу правительства, которое в своей работе подотчетно ЖК. Парламент утверждает их или отклоняет.

Премьер-министр руководит правительством, несет персональную ответственность за его работу перед ЖК, ведет заседания правительства, назначает и освобождает глав административных ведомств, местных госадминистраций, ведет переговоры и подписывает международные договоры.

Постановления и распоряжения правительства обязательны для исполнения на всей территории КР. Правительство руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, административных ведомств, органов местной государственной администрации. Оно вправе отменять акты министерств, госкомитетов и ведомств.

Какие полномочия будут у кабинета министров

Задачи кабинета министров совпадают с задачами, предусмотренными в Конституции для правительства.

Предполагается, что кабинет министров будет:

  • обеспечивать исполнение Конституции и законов;
  • заниматься основными направлениями внутренней и внешней политики;
  • осуществлять меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • обеспечивать реализацию мер по охране суверенитета и территориальной целостности государства, защите конституционного строя, а также мер по укреплению обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка;
  • обеспечивать проведение финансовой, ценовой, тарифной, инвестиционной и налоговой политики;
  • разрабатывать республиканский бюджет и обеспечивают его исполнение;
  • осуществлять меры по обеспечению равных условий развития всех форм собственности и их защите, по управлению объектами государственной собственности;
  • обеспечивать проведение единой госполитики в социально-экономической и культурной сферах;
  • разрабатывать и реализовывать общегосударственные программы экономического, социального, научно-технологического и культурного развития;
  • обеспечивать осуществление внешнеэкономической деятельности;
  • обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданским обществом;
  • осуществлять иные полномочия, отнесенные к его ведению Конституцией и законами.

Все эти задачи прописаны и в действующем Основном законе, отличия есть только в пункте о республиканском бюджете, который сейчас звучит так: "Правительство разрабатывает и представляет Жогорку Кенешу республиканский бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ЖК отчет об исполнении республиканского бюджета."

Как "устроена" отставка

Предлагается: президент по собственной инициативе вправе отправить действующий состав или члена кабинета министров в отставку. Члены кабмина вправе подать прошение об отставке. Отставка принимается или отклоняется президентом. Отставка председателя кабмина не влечет за собой отставку всего кабинета. До назначения нового состава кабинета министров действующий состав продолжает выполнять свои обязанности. Вступление в должность избранного президента влечет за собой сложение полномочий всего кабинета министров.

Сейчас правительство считается ушедшим в отставку со дня первого заседания Жогорку Кенеша нового созыва. Премьер-министр, правительство или отдельный его член вправе подать прошение об отставке. Отставка принимается или отклоняется президентом. Принятие отставки премьера влечет за собой отставку правительства. До формирования кабмина премьер-министр и члены правительства продолжают выполнять свои обязанности.

Насколько сильным станет президент КР в случае принятия новой Конституции
Кроме того, ЖК по инициативе одной трети депутатов может рассмотреть вопрос о выражении недоверия правительству. После этого президент вправе принять решение об отставке кабмина либо не согласиться с решением Жогорку Кенеша. Если парламент в течение трех месяцев повторно примет решение о выражении недоверия правительству, президент отправляет последнее в отставку.

Премьер-министр не чаще двух раз в год может поставить перед ЖК вопрос о доверии правительству. В случае отказа парламентом в доверии кабмину президент в течение пяти рабочих дней принимает решение об отставке правительства либо назначает досрочные выборы в Жогорку Кенеш.

Член правительства (за исключением глав госорганов, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности) может быть уволен по представлению премьер-министра. Если в течение пяти рабочих дней после получения указанного представления президент не издает указ об освобождении члена правительства от занимаемой должности, премьер-министр после консультации с лидерами фракций парламентского большинства вправе освободить его своим решением.