Все о новом проекте Конституции Кыргызстана — коротко о главных моментах

На сайте Жогорку Кенеша опубликован проект новой Конституции КР. Мы изучили его и сделали подборку наиболее важных положений.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Проект Основного закона предполагает президентскую форму правления в стране. Пока точно неизвестно, вынесен ли документ на общественное обсуждение, — на сайте парламента об этом не сообщается. Некоторые депутаты ранее заявляли, что работа Конституционного совещания и есть общественное обсуждение. 

Общие положения

Большая часть проекта посвящена основам, конституционному строю, общим принципам и правам граждан. Здесь положения практически не отличаются от норм действующей Конституции. 

Народный курултай признается общественно-представительным собранием, но его решения носят рекомендательный характер. Организация и порядок работы Народного курултая определяются Конституцией и конституционным законом.

Также в проекте говорится, что мероприятия, противоречащие моральным и нравственным ценностям, общественному сознанию кыргызстанцев, могут ограничиваться законом. Перечень таких мероприятий устанавливается законодательно.

Власть президента

Полномочия главы государства значительно расширяются. Основные моменты: 

  • президент возглавляет исполнительную власть, обеспечивает единство государственной власти, координацию и взаимодействие госорганов; 
  • президент избирается гражданами на пять лет, один человек не может быть избран президентом более чем на два срока; 
  • ликвидирован максимальный возрастной порог для избрания главой государства (раньше он составлял 70 лет); 
  • президент определяет структуру и состав правительства, с согласия Жогорку Кенеша назначает главу кабмина, его заместителей и других членов; 
  • по собственной инициативе или с учетом предложений ЖК, Народного курултая в рамках закона освобождает от должности членов правительства и руководителей исполнительных органов власти;  
  • формирует администрацию президента, формирует и возглавляет Совет безопасности, назначает и освобождает государственного секретаря; 
  • принимает решение о назначении референдума по собственной инициативе, по инициативе не менее 300 тысяч избирателей либо по инициативе большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша; 
  • вносит законопроекты в ЖК, подписывает и обнародует законы, возвращает законы с возражениями; 
  • ежегодно представляет парламенту информацию о своей деятельности, имеет право созвать в необходимых случаях внеочередное заседание ЖК;
  • представляет Жогорку Кенешу кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов по предложению Совета по делам правосудия; 
  • с согласия парламента назначает генерального прокурора, в случаях, предусмотренных законом, освобождает генпрокурора от должности с согласия не менее половины депутатов ЖК; по предложению генпрокурора назначает и освобождает от должности его заместителей.

Также предусмотрена процедура импичмента, которая описана в отдельном материале

Жогорку Кенеш

Функции и возможности законодательной власти тоже предлагают изменить — полномочия парламента будут урезаны. Основные отличия между предлагаемой и действующей Конституцией:  

  • Жогорку Кенеш состоит из 90 депутатов, избираемых на пять лет (по нынешней Конституции в ЖК заседают 120 депутатов; к тому же в проекте не указано, по какой системе избираются парламентарии);
  • депутатом ЖК может быть избран гражданин КР, достигший к дню выборов 25 лет (сейчас можно баллотироваться с 21 года);
  • порядок избрания депутатов, их отзыв определяются конституционным законом;
  • если депутат отсутствовал без уважительных причин на заседаниях ЖК 10 рабочих дней в течение одной сессии, его полномочия прекращаются (сейчас — 30 рабочих дней); 
  • в нынешнем Основном законе говорится, что одна партия не может иметь более 65 мандатов в парламенте — в новом проекте такого пункта нет (возможно, будет в конституционном законе);
  • Жогорку Кенеш заслушивает ежегодные послания, информацию президента (при этом в проекте Конституции нет пункта о том, что ЖК заслушивает ежегодные отчеты главы кабмина, а лишь указано, что он "заслушивает ежегодный отчет кабинета министров об исполнении республиканского бюджета");
  • ЖК дает согласие на назначение председателя кабмина, его заместителей и членов кабинета (в проекте отсутствует пункт о том, что парламент утверждает программу, определяет структуру и состав правительства, утверждает общегосударственные программы развития КР);
  • в проекте Основного закона также нет пункта о том, что Жогорку Кенеш принимает решение о доверии или выражении недоверия кабинету министров;
  • инициативу о самороспуске ЖК могут поднять 30 депутатов, решение принимается большинством не менее двух третей голосов (60 законодателей);
  • по проекту Конституции ЖК избирает членов Центризбиркома: половину — по представлению президента, половину — по собственной инициативе (сегодня парламент избирает треть членов ЦИК по представлению парламентского большинства, треть — от парламентской оппозиции и треть — от президента);

Кто сможет инициировать законы?

Право законодательной инициативы, согласно проекту, будет принадлежать:

  • 10 тысячам избирателей (народная инициатива);
  • президенту;
  • депутатам ЖК;
  • председателю кабинета министров;
  • Верховному суду (по профильным вопросам);
  • Народному курултаю;
  • генеральному прокурору (по профильным вопросам).

Сегодня законы могут инициировать 10 тысяч избирателей, Жогорку Кенеш и правительство. 

Кабинет министров

Главное нововведение указано выше — деятельностью исполнительной власти будет руководить президент. В проекте Конституции лишь один раз встречается слово "правительство", центральный орган исполнительной власти предлагают назвать кабинетом министров.

Основные моменты: 

  • председателем кабинета министров является руководитель администрации президента; 
  • президент несет персональную ответственность за результаты деятельности кабмина и исполнительной власти (однако, если ЖК признает отчет об исполнении республиканского бюджета неудовлетворительным, глава государства рассмотрит вопрос об ответственности членов кабинета), председатель кабмина несет ответственность перед президентом за деятельность правительства; 
  • президент вправе по собственной инициативе отправить действующий состав или члена кабинета в отставку; 
  • отставка председателя кабмина не влечет за собой отставку всего правительства. 

Чем отличаются полномочия и функции исполнительной власти в действующей и предлагаемой Конституции, мы подробно рассказали в отдельной статье

Судебная власть

Предлагается переименовать Конституционную палату в Конституционный суд и сделать его отдельным органом (сейчас он входит в состав Верховного суда). Совет по отбору судей предложено переименовать в Совет по делам правосудия — его организация и полномочия будут определяться конституционным законом. 

Совет по делам правосудия формируется из числа судей, составляющих не менее двух третей его состава, одну треть составляют представители президента, Жогорку Кенеша, Народного курултая и юридической общественности.

Правительство уйдет в отставку — в проекте Конституции есть переходные нормы
Предусмотрено ужесточение требований к судьям ВС: нужно будет иметь стаж по юридической специальности минимум 15 лет, в том числе отработать судьей не менее пяти лет. Сейчас стаж должен составлять не менее 10 лет, требования о работе судьей нет. 

Также предлагается изменить положения о назначении председателей судов и об освобождении судей от должности — эти моменты описаны в другом материале. 

Органы со "спецстатусом"

Раздел Конституции "иные государственные органы" предлагают назвать "органы государственной власти КР со специальным статусом". Однако название не повлияло на перечень госорганов, упомянутых в этом разделе: 

  • прокуратура;
  • Национальный банк;
  • Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов;
  • Счетная палата;
  • институт омбудсмена.

Авторы проекта новой Конституции предлагают изменить только статью о прокуратуре, остальной текст раздела остался прежним. 

Полный текст проекта Конституции КР можно найти на сайте Жогорку Кенеша