Образование
Когда Касыму исполнилось восемь лет, его отец Тыныстан отправил его учиться к сельскому молдо. Мальчик в духовной школе за три года изучил арабскую грамоту и затем поступил в начальную школу в селе Сазановка. Но образования, которое он получил в сельской школе, было недостаточно, и в 1914 году Касым поступает в русско-туземную школу в городе Караколе, которая в то время считалась самой передовой. Там он обучался русскому языку, географии, арифметике и истории.
После трагического восстания 1916 года Тыныстанов с родителями бежал в Китай. На чужбине он батрачил у богачей. После долгих скитаний семья Касыма в 1918 году вернулась на родину.
Тыныстанов мечтал возобновить учебу, поэтому остался жить у родственников по матери в селе Тепке Иссык-Кульской области. Но учеба в селе не удовлетворяла его, и он поступил на подготовительное отделение Института образования в Ташкенте.
Трудовой путь
Научная деятельность Тыныстанова началась еще в годы учебы в высшем учебном заведении. В 1920 году он был назначен заведующим отделом газеты "Жаңа Өрис", выпускавшейся на казахском языке. Но после года работы там он сильно заболел и был вынужден вернуться на малую родину — в Каракол, где попробовал себя в качестве драматурга и создал первую в Кыргызстане театральную труппу. Подлечившись, Тыныстанов вернулся в Ташкент для продолжения учебы. Параллельно работал в ташкентской газете "Ак-Жол", журналах "Жас Кайрат" и "Сана" — в этих изданиях он писал материалы на кыргызском языке и был ответственным за их выпуск. В то же время его приняли в члены Кыргызской научной комиссии Комиссариата образования Туркестанской АССР. Институт он окончил в 1924 году.
В 1925-м Тыныстанов был назначен секретарем кыргызского отделения Академического центра Кыргызской автономной области. Затем работал преподавателем в Кыргызском педагогическом институте, в 1932 году стал доцентом вуза, а в 1936-м получил звание профессора. Он внес большой вклад в увеличение числа учителей в стране. Тыныстанов разработал основные принципы современной кыргызской орфографии, написал учебники, создал начальную грамматику и кыргызскую научную языковедческую терминологию. Он был одним из первых, кто приспособил кыргызский язык сначала к арабскому алфавиту, затем к латинскому и впоследствии к кириллице.
Его труды
Тыныстанов автор таких трудов, как "Окуу китеби (Учебник для чтения), "Чондор учун алиппе ("Букварь для взрослых"), "Эне тил" ("Родной язык"), "Социалдык-экономикалык создүк" (Социально-экономический словарь), "Кыргыз тилинин морфологиясы" ("Морфология кыргызского языка"), "Кыргыз тилинин синтаксиси" ("Синтаксис кыргызского языка") и многих других.
Большую часть жизни он посвятил государственной и научной деятельности. Также большой вклад Тыныстанов внес в кыргызскую литературу. В 1922 году из-под его пера вышло стихотворение "Ала-Тоо". Также он написал рассказ "Мариям менен кол боюнда" ("На берегу озера с Мариям"), а его сборник "Касым ырларынын жыйнагы" ("Сборник стихотворений Касыма") был издан в Москве. При этом он не ограничивался лирикой, обращал большое внимание на сбор устных народных произведений, эпос "Манас", и в этой области написал ряд больших научных работ. Он был инициатором записи трилогии "Манас" в исполнении Саякбая Каралаева.
Тыныстанов известен и как первый художественный переводчик. Он одним из первых перевел на кыргызский язык басни русского писателя Ивана Крылова и гимн Коммунистической партии "Интернационал". Также он издал книгу переведенных им русских революционных стихотворений под названием "Озгорүштүн ырлары" ("Стихи перемен").
Несмотря на заслуги, Касым Тыныстанов был объявлен "врагом народа". Поводом для обвинений послужил спектакль "Академические вечера", автором которого был он сам. В начале 1933 года Аалы Токомбаев опубликовал в газете "Кызыл Кыргызстан" две статьи, в которых раскритиковал Тыныстанова, обвинив его в распространении идей национализма, панисламизма, пантюркизма, а также в восхвалении старого времени и бай-манапства. Также Токомбаев обвинил Тыныстанова в том, что в молодые годы он был единомышленником "Алаш ордо" (политическое движение в Казахстане и северном Кыргызстане в 1917-1920 годах) и якобы поддерживал его идеи.
5 ноября 1938 года Тыныстанов на закрытом заседании Высшего военного суда СССР был признан виновным и приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение через два дня — 7 ноября.
Семья
Касым Тыныстанов с супругой Турдубюбю воспитал сыновей Теңдика, Эркиндика и дочерей Бирдик и Кишимжан.
Первый сын супругов Тендик, по воспоминаниям родственников, был смелым и умным парнем. Во время Великой Отечественной войны он воевал на фронте, был ранен в голову и комиссован. Несмотря на ранение, он хотел стать врачом и поступил в медицинский институт, но в 1947 году после продолжительной болезни умер на руках у матери. То, что он не смог сделать, воплотил в жизнь младший брат Эркиндик. Он окончил отделение хирургии, был главным врачом нескольких районных больниц, получил звание кандидата медицинских наук, доцента.