На странице президента Садыра Жапарова в Instagram в четверг, 15 апреля, появилось заявление, что кыргызстанские врачи нашли способ лечения от COVID-19 за день-два на начальной стадии. В пятницу глава Минздрава Алымкадыр Бейшеналиев рассказал о настойке иссык-кульского корня и выпил ее в прямом эфире.
Опытные медики рекомендуют лечиться от COVID-19 на основе утвержденных протоколов. СМИ Кыргызстана в 2007–2018 годах писали о случаях смерти в результате отравления аконитом.
Ближе к вечеру пятницы в соцсетях появились сообщения, что пациентам ряда больниц без их ведома давали какую-то настойку, — люди не знали, что принимают. Sputnik Кыргызстан связался с Алымкадыром Бейшеналиевым и задал несколько вопросов.
— Кыргызстанцы в соцсетях пишут, что пациентам дают настойку иссык-кульского корня без их согласия. Расскажите, что происходит на самом деле.
— Когда проводится клинический эксперимент, одной половине даем настойку, а второй — микстуру от кашля. В мировой науке так делают: это называется плацебо, когда одни получают лекарство, а другие "пустышку".
— То есть вы сравниваете микстуру и настойку?
— Да, сравниваем. Также сравниваем с лечением по четвертому протоколу.
— Один мужчина — якобы пациент инфекционной больницы — написал, что ему давали жидкость наподобие настойки иссык-кульского корня, но не объясняли, что это. В инфекционной больнице пациентам не говорили, что дают препарат из сильнейшего яда?
— Кому-то дают, кому-то нет... Проводим экспериментальное исследование, я сам ученый. Чтобы официально доказать, проводим клинические исследования. Во всем мире так делают.
— Вы говорили больным, что даете настойку корня? Их предупреждали заранее?
— Когда даем, предупреждаем. Сейчас показываем бутылку и даем. Для протокола сравниваем эффект от лечения корнем и микстурой. У больных мокрота после микстуры не отходила. Чаще всего из-за коронавируса начинается пневмония, и мокрота не отходит. Однако мы доказали — улучшения при приеме корня начинаются на второй день.
— Вы можете сказать, что пациентам дают настойку с их согласия?
— Да, могу. Так и есть.
— Были ли пациенты, которые отказывались от приема настойки?
— Вы берете у пациентов устное или письменное разрешение?
— Вы когда получаете пенициллин, даете письменное разрешение или устно соглашаетесь? Вы к доктору ходите? Когда получаете назначение, вы что, пишете документ о согласии? Используемые лекарства записывают в историю болезни. Сейчас все лекарства и вакцины, которые используются против COVID-19, проходят испытания. Мировые лаборатории тратят миллиарды долларов и проводят эксперименты. Иностранные журналисты, наоборот, это приветствуют и призывают быстрее найти эффективное лекарство. А у нас про тех, кто помогает… Журналисты переворачивают все на 180 градусов, еще выставили в интернете карикатуру, где мы с шефом и генеральным прокурором возле котла стоим.
— Получается, у пациентов берут только устное разрешение?
— Устно и берут. Если вы, журналисты, скажете брать письменное разрешение — будем брать письменное (смеется).
— Я думаю, все-таки надо брать письменное разрешение.
— Если журналисты скажут брать письменное разрешение на каждое лекарство, раствор, таблетку, мне надо будет издать такой приказ? Тогда врачи будут только бумаги заполнять. В каждый новый протокол по лечению включают новые препараты, мы даем их пациентам. Тогда нужно по каждому давать разрешение, это неправильно.
P.S. Еще раз отметим, что иссык-кульский корень (уу коргошун) — ядовитое растение. Опытные медики рекомендуют лечиться от коронавируса на основе утвержденных государственными органами протоколов.