Около десяти лет назад я жил в одном из бишкекских микрорайонов. Тогда появился тренд открывать возле многоэтажек продуктовые минимаркеты.
Мой друг тоже решил заняться таким бизнесом, купил павильон и поставил его в проходном месте. Когда дело пошло, он уволился с работы и вместе с женой встал за прилавок. Это было довольно рискованно — в то время у него родился первенец и появились долги. Но иного выхода он не видел.
Впрочем, у него осталось несколько "любимчиков" среди пожилых. Одной из них была баба Зоя — женщина из соседнего дома. Мы знали ее с детства. Особенно запомнилось, как она раздавала детям конфеты, а на Масленицу угощала блинами. Мы никогда не вникали в ее жизнь, пока друг не открыл магазин.
Оказалось, что она бывший учитель. Как и многие советские люди, отдала всю жизнь работе, а пенсия — мизер. Муж давно умер, сын разбился на мотоцикле в 1990-х. Иногда бабу Зою навещали племянники, но толку от них не было.
Раньше она немного подрабатывала репетиторством, однако с возрастом перестала. Жила чуть ли не впроголодь. Из мясного ела только купленные на базаре колбасные обрезки и иногда позволяла себе ливерную колбасу.
Несмотря на все это, баба Зоя не стала затворницей. Часто сидела во дворе и беседовала с соседями. Когда мы были маленькими, она по вечерам открывала арыки и пускала воду во двор…
Однажды баба Зоя пришла к нему в магазин и попросила отвезти "кое-куда". Ехать было недалеко — до ближайшего базарчика, к нотариусу. Друг помог женщине дойти до кабинета, она попросила его тоже зайти. Дальнейший диалог пересказываю с его слов (по крайней мере, так, как он запомнил).
— Я хочу оформить дарственную на квартиру. На него, — сказала нотариусу баба Зоя.
— Что?! Вы серьезно? — удивился приятель.
— Ну да, — ответила она.
— Я же не из-за этого вам помогаю. Не надо, баб Зой...
— Марат, давай потом это обсудим, — отрезала она.
В итоге договор оформили, а на обратном пути старушка объяснила, что не хочет оставлять квартиру детям брата, поскольку у них и так есть свое жилье. Сказала, что желает помочь молодой семье встать на ноги. Единственное, о чем она попросила, — похоронить ее, когда придет время, и ухаживать за могилами мужа и сына.
Молодой семье это действительно очень помогло. Однако друг не смог остаться в том жилье — за спиной было много разговоров: мол, он оформил квартиру на себя и отравил старушку. Но правда другая, теперь вы ее знаете.
Через несколько месяцев приятель продал квартиру, магазин, купил участок за городом и построил там дом. А вскоре вместе с семьей переехал следом за мной. Мы, как и раньше, соседи. Раз в год приезжаем на родину, чтобы увидеть ее красоты и навестить семью, которой уже давно нет в этом мире.
***
Вы тоже можете поделиться своей доброй историей. Присылайте рассказы в Telegram, WhatsApp или на электронную почту news@sputnik.kg.