Каждую неделю Sputnik представляет подборку видеоматериалов, которые привлекли внимание многих кыргызстанцев на уходящей неделе. Главным событием последних дней стал вооруженный конфликт на кыргызско-таджикской границе. По последним данным, пострадали 178 кыргызстанцев, из них 34 погибли.
Вооруженный конфликт на кыргызско-таджикской границе в одном видео
29 апреля вспыхнул вооруженный конфликт на кыргызско-таджикской границе. Причиной стал водозабор "Головной" возле пограничного села Ак-Сай. 28 апреля граждане Таджикистана начали грузить щебень с берега реки Ак-Суу в трех-четырех метрах от условной линии госграницы. Затем таджикская сторона решила установить камеры видеонаблюдения на столбах ЛЭП у водораздела "Головной" в Баткенском районе.
С обеих сторон собралось 100-150 человек, они начали закидывать друг друга камнями. К вечеру обстановка стабилизировалась — были проведены переговоры, и таджикская сторона согласилась демонтировать камеры, однако обещание не выполнила. К утру 29 апреля ситуация обострилась. Таджикистанцы стали закидывать камнями кыргызстанцев и принадлежащие им дома. Впоследствии граждане РТ начали обстреливать проезжающие мимо машины граждан КР из охотничьих ружей.
Стреляли из минометов и гранатометов
Министерства иностранных дел Кыргызстана и Таджикистана после нескольких переговоров достигли договоренности о полном прекращении огня с 20:00 и об отводе военных сил к местам прежней дислокации. Ночью стало известно, что, несмотря на договоренности, в приграничных селах Лейлекского района шла стрельба, были сожжены дома кыргызстанцев.
Житель села Кок-Таш Нурмат Маллаев рассказал, что кыргызстанцев, в том числе гражданских, обстреливали из гранатометов, минометов и автоматов. Он сказал, что в его дом попало 12 пуль, стену задело гранатометом. Одна пуля попала в дом, пробив окно.
Кроме того, 29 апреля авиационная ракета попала в дом жителя села Ортобоз Актатырской сельской управы. Тогда обстрел таджикистанцы вели с вертолета "Ми-24".
Что осталось от села Максат
В ходе вооруженного конфликта были разрушены десятки домов кыргызстанцев. В селе Максат Лейлекского района практически нет ни одного уцелевшего дома.
Камчыбек Ташиев заявил, что все объекты будут восстановлены, постараются даже возместить поврежденные машины местных жителей. У таджикистанской стороны требовать выплаты ущерба пока не будут, поскольку ждут, когда они признают вину.
Тысячи кыргызстанцев стали беженцами, они отрезаны от страны
Вследствие конфликта на границе с Таджикистаном эвакуировано более 30 тысяч кыргызстанцев. Сейчас они находятся в городе Исфана Лейлекского района Баткенской области.
"25-30 тысяч беженцев размещены в зданиях двух гимназий в Исфане. Многие жители забирают беженцев к себе домой, так как продуктов хватит только на два дня. У детей начинаются воспаления, потому что лежат штабелями. Пожилые люди болеют, давление поднимается, переживают за детей, которые остались на границе, за убитых", — рассказал Sputnik министр здравоохранения и социального развития Алымкадыр Бейшеналиев.
Жители сел, где не было военных действий, встречают у трассы машины с беженцами и эвакуированными с плакатами "Үй" ("Дом") и принимают у себя.
Возвращение пленников
Власти Кыргызстана заявили, что главу села Интернационал и еще девятерых кыргызстанцев взяли в плен военные Таджикистана. Таджикские власти опровергли эту информацию, но 1 мая... отпустили кыргызстанцев, которых удерживали в качестве заложников.
Разрушение домов кыргызстанцев
В Сети появились видео разрушения домов в селах Баткенской области.
Инцидент произошел в селах Борбордук и Арка Лейлекского района. Для сноса домов использовалась техника. На видео военные РТ, а за кадром звучит таджикская речь.
Глава области Омурбек Суваналиев рассказал, что после переговоров таджикские военные начали покидать кыргызские села и отгонять бульдозеры. Он подтвердил, что разрушено несколько домов.
Слезы жительницы баткенского села
61-летняя Турсунай Арданова из приграничного села Ак-Сай уже второй день живет в спортзале одной из баткенских школ. Из села ей пришлось бежать в самом начале конфликта. Причем бежать одной. Арданова — мать четырех детей и бабушка 13 внуков. То плача, то смеясь сквозь слезы, женщина рассказала, как трудно жить в зоне конфликта и как она от этого устала.